Свет - всему голова!
СВЕТ – ВСЕМУ ГОЛОВА!
Конспект урока по экологии и энергосбережению для учащихся начальной школы.
Автор: педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №18 г. Златоуста Челябинской области Шутова Ю.В.
Цель: формирование и закрепление устойчивой мотивации к энергосберегающему образу жизни.
Задачи:
- развивать умение грамотного общения с энергетическими ресурсами;
- закрепить знания об электроприборах;
- воспитать гордость за приносимую пользу;
- способствовать воспитанию экологического сознания у обучающихся;
- привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
- способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- расширять словарный запас обучающихся.
Ход урока
Мы живем на великой планете Земля, маленькой, но очень красивой.
Давайте вспомним, как начинается наше утро. Мы просыпаемся, и первым делом что делаем? Включаем свет. Дальше идем в кухню и ставим чайник на плиту или включаем электрический. Потом идем умываться и, при этом, пользуемся теплой водой.
Перед школой утюжим блузку, рубашку. Ой, телефон стоит на зарядке, надо не забыть его взять! Папа достал электробритву, сейчас будет бриться. Мама разогревает завтрак в микроволновке. Брат забыл накануне приготовить доклад по географии: включил компьютер и пишет что-то быстро к себе в тетрадь.
Это только утро, а мы уже столько раз использовали, что? Кто догадался? Электричество.
Слайд №1. Тема нашего занятия: «Свет – всему голова!».
Слайд №2. Как вы думаете, для чего люди впервые стали использовать электричество? (для освещения).
Слайд №3. Кто скажет, что было источником света древних людей? Много-много лет назад для людей источником тепла и света был живой огонь. Наши предки научились разжигать костёр с помощью трения древесины и высекания искры. Костёр обычно разжигали в центре пещеры, поэтому он не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали использовать специальную зажженную палку, которую подносили в разные места пещеры. Как вы думаете, как называли эту палку? Факел.
Время шло, и люди жилища менялись, но вечер также предполагал Когда наступал вечер, стали использовать маленькие тонкие деревянные щепки – лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома.
Освещение жилища лучиной вызывало свои неудобства и тогда люди придумали свечи. Первые свечи появились около 2 тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало. Когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.
На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая — так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными. Подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
Удобной ли была керосиновая лампа, как вы думаете? (Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь. Керосиновая лампа также издавала неприятный запах).
Слайд №4. А вот что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку на слайде: какое изображение показывает лампу Эдисона?
Физкультминутка:
Можно вечером читать,
Прыгать, бегать, приседать.
Вот оно магическое, солнце электрическое!
Слайд №5. Секрет великого изобретателя прост и отражается во фразе, самого Томаса Эдисона, которая со временем стала крылатым выражением:
«Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов потения».
Как вы понимаете это выражение?
Эдисон признавался, что иногда так увлекался, что тратил на работу до 19 часов в сутки. За свою жизнь Томас Эдисон запатентовал больше тысячи изобретений.
Эдисона называют великим "самоучкой" Америки. В это трудно поверить, но он не проучился в начальной школе и года. Образованием Томаса занималась его мать.
Свои первые самостоятельные опыты по химии он начал ставить в 10-летнем возрасте в подвале родительского дома. Когда же юному химику понадобилось более сложное оборудование, он отправился на заработки. 12-летний Томас продавал конфеты и газеты в поездах, а в перерывах работал в импровизированной лаборатории, находящейся в багажном вагоне.
Почему лампу накаливания назвали в честь этого удивительного ученого? Томас Эдисон усовершенствовал электрическую лампочку, продлив время ее работы и упростив производство. Оказывается, лампы того времени перегорали через пару часов, потребляли много энергии и стоили дорого. Эдисон заявил, что вскоре весь Нью-Йорк будут освещать несгораемые лампочки, а цена электричества станет доступной, и принялся за эксперимент. Для нити накаливания он испробовал 6000 материалов и, наконец, остановился на угольном волокне, которое горело 13,5 часов.
Слайд №6. Как вы думаете, в каком году мир узнал про лампу накаливания?
Современная лампа накаливания состоит из колбы, содержащей вакуум или инертный газ, и вольфрамовой спирали — проводника электрического тока. Наполнение газом в современных моделях применяется чаще, чем использование вакуума.
Слайд №7. В настоящее время мы видим, что люди пытаются отойти от использования лампы накаливания, так как есть минусы. И самый большой минус – это большое энергопотребление.
Слайд №8. На протяжении почти всего XX века у ламп Эдисона не было достойного конкурента. Прорыв в бытовом освещении был сделан только в 1976 году изобретателем Эдом Хаммером. По сравнению с обычной лампой энергосберегающая лампа - это сложное светотехническое устройство, в котором имеется пусковое устройство и стеклянная колба, наполненная парами ртути. Нити накаливания в такой лампе нет, что увеличивает ее срок службы от 6 до 15 раз.
Слайд №9. Где люминесцентная лампа?
Слайд №10. Плюсы люминесцентных ламп.
Одна люминесцентная лампа потребляет очень мало электричества. Давайте посчитаем, сколько потребляет энергии лампа накаливания, по сравнению с люминесцентной. В пять раз больше, чем люминесцентная.
Площадь поверхности энергосберегающей (люминесцентной) лампы намного больше площади поверхности нити накаливания, а значит, свет в комнате будет распределяться равномернее, что позволит снизить утомляемость глаз.
А еще один плюс – люминесцентная лампа долго не перегорает и служит около пяти лет.
Слайд 11. Все бы хорошо, но кроме плюсов, у люминенсцентных ламп, к сожалению, есть минусы. Это – вредные вещества внутри лампы, а именно – ртуть.
Кто знает, чем опасна ртуть?
Она вызывает сильное отравление организма, не выводится из него со временем, а только накапливается.
Какой можно сделать вывод: после того, как люминесцентная лампа перегорит, ее нельзя выбрасывать в мусорное ведро, а нужно отнести в специальные пункты приема ламп.
Слайд №12. Кроме этого, к минусам можно отнести высокую, по сравнению с лампами накаливания, цену, долгий запуск, мерцание.
Слайд №13. Следующее поколение энергосберегающих ламп: светодиодные лампы.
Слайд №14. Давайте посчитаем, сколько потребляет энергии лампа накаливания, по сравнению со светодиодной. В восемь раз больше, чем светодиодная.
Также светодиодная лампа имеет прочный корпус, не нагревается и долго служит.
Кто скажет минусы? Высокая цена.
Но: энергосберегающие лампы служат намного дольше, чем лампы накаливания, значит, их покупать приходится реже.
Слайд №15. Перед вами изображение энергоэффективности электрических изделий. Какой класс самый энергоэффективный? Класс А
Слайды №16, 17. Ребята, а зачем вообще поднимать вопрос об энергоэффективности, об экономии электроэнергии? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим, что сейчас вдруг пропадет электричество на Земле. Что мы будем делать? Мы снова вернемся к тем древним людям, про которых говорили ранее. Будем готовить пищу на костре, освещать жилище свечой. Автомобили будут ездить по городу? Сможем мы работать на компьютере? Будем смотреть мультфильмы по вечерам? А телефоном сможем воспользоваться? Даже руки помыть водой из крана не сможем, так как воду в кран качают электрические насосы.
Откуда берется электричество? Электроэнергию вырабатывают теплоэлектростанции. Какие природные ископаемые при этом используются? Нефть, газ, уголь. Эти полезные ископаемые называются невозобновляемыми, то есть если они закончатся, человеку нечем будет их заменить. Нужны миллионы лет, чтобы солнечная энергия помогла восполнить израсходованные человеком запасы Земли.
Конечно, также есть солнечные батареи, но солнце, как известно, не везде и не всегда светит ярко. Ученые работают и пытаются использовать солнечную энергию. Ученые считают, что Солнце будет светить еще много миллиардов лет и обеспечивать жизнь на Земле. Уже известны различные возможности использования солнечной энергии. Например, солнечные коллекторы на крышах могут нагревать воду, а солнечные электростанции дают ток без загрязнения окружающей среды, но есть еще и много не решенных задач. Установки для сбора солнечной энергии очень дороги и дают мало энергии. Их строительство потребует гигантских площадей и большого количества материалов. И все же в будущем энергетический голод можно будет удовлетворить с помощью солнечного излучения, где Солнце светит всегда. Тогда нефть мы сэкономим для следующих поколений, а значит, поможем сохранить окружающую среду. В 2030 году только 6% наших энергетических потребностей можно удовлетворять, используя Солнце. Но если люди усовершенствуют технику, в 2130 году эта доля составит уже 70% , А Солнце по-прежнему будет дарить свою животворную силу.
Гидроэлектростанции, атомные электростанции также вырабатывают энергию, при этом нанося вред природе. Человеку нужно научиться экономнее пользоваться природными богатствами, тогда наша родная планета не будет страдать и мы вместе с нею. .
Слайд №18. Перед вами изображение кухни. Давайте вместе подумаем, какие бытовые приборы мы здесь видим и вспомним правила экономии энергии.
- Люстра: свет включать по необходимости, не забывать выключать. Использовать энергосберегающие лампы. Периодически протирать лампочки: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной
- Телевизор: не оставлять включенный телевизор, когда просмотр передачи окончен
- Холодильник: приобретать холодильник энергоэффективностью класса А. Вовремя его размораживать. Не открывать дверцу без необходимости. Ставить холодильник в самое прохладное место кухни: при наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии.
- Вытяжка: включать по необходимости.
- Газовая и ли электрическая плита: применять посуду дном, которое равно или превосходит диаметр конфорки, не использовать посуду с выпуклым дном
- Окна: чаще мыть, так как грязь не пропустит свет в дом, и придется чаще включать электрические лампы. Использовать светлые шторы, не держать форточки постоянно открытыми. Рекомендуется проветривать помещение сквозным способом.
Энергосбережение – это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, но и сбережение энергоресурсов. Это забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля. Для этого необходимо научиться использовать энергию эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.