"Познавательная экология"
Программа курса внеурочной деятельности по эколого-биологическому направлению «Познавательная экология»
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (в редакции от 7.03.2018).
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 24.11.2015);
- Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 4 г. Томска, утверждённая 30.08.2016.
- Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М.: Просвещение, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;
Цели и задачи реализации программы курса внеурочной деятельности
Целями реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности являются:
- формирование творчески развитой личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей экологической культуры;
- умение работать с различными источниками информации, применять географические, биологические и экологические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
- воспитание экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями;
- адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- формирование устойчивого интереса школьников к изучению экологии;
- систематизация знаний о природе и человеке;
- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических экологических знаний и умений;
- более глубокое изучение отдельных вопросов экологии своей Родины;
Задачи для выполнения целей реализации программы курса дополнительного образования:
метапредметные:
- осознание семейных ценностей, связей и традиций в экологическом аспекте;
- формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;
- воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического сознания учащихся;
личностные:
- формирование способности к использованию географических, биологических и экологических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем;
- развитие основных психических процессов школьников: воображение, память, мышление, речь и др.;
- формирование гражданского самосознания;
- развитие кругозора учащихся.
предметные:
- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, полученных в начальной школе;
- приобретение знаний о природе родного района и его компонентах, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- формирование экологического взгляда на мир;
- формирование представлений о методах изучения экологии;
Программа курса внеурочной деятельности разработана для обучающихся от 11 до 18 лет с учётом специфики организации образовательного процесса в условиях общеобразовательной организации. Срок выполнения: 1 год, количество часов в год: 35, в неделю: 1 час (количество часов в год: 70, в неделю: 2 часа).
Программа курса внеурочной деятельности ориентирована на достижение результатов ФГОС (личностных и метапредметных).
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Познавательные:
- умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде;
- знаково-символическое моделирование;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- способность к самооценке своих действий, поступков.
Коммуникативные:
- умение вступать в диалог;
- умение доказывать свою позицию.
Регулятивные:
- способность к организации своей деятельности;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- способность принимать, сохранять и следовать учебным целям.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
— это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении курса «Познавательная география» в основной школе, являются:
- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса «Занимательная география», являются:
Познавательные:
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Смысловое чтение.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Коммуникативные:
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения внеурочного курса умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках внеурочного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения внеурочного курса в основной школе отражают:
- формирование экологического взгляда на мир;
- формирование представлений о методах изучения экологии;
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых географических, биологических и экологических знаний и знаний о природе, полученных в начальной школе;
- приобретение знаний о природе России и его компонентах, как о предмете исторического и культурного развития общества.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание программы курса составлено с опорой на познавательную деятельность с применением следующих форм:
- Познавательные беседы;
- Предметные игры;
- Исследовательские работы.
Введение
Знакомства с учениками. Цели и задачи изучения курса «Познавательная экология». Краткое описание самого курса. Основные характеристики экосистемы. Выдача тем ученикам по трём разделам. Защиты проектной деятельности учащихся цели, задачи, содержание, критерии оценивания работы, в какой форме представлять проект и т.д.
Основы экологии
Основные понятия экологии. Роль экологии для человека. Экология как отдельная наука. Этапы развития экологии. Учёные внёсшие вклад в экологию. Связь экологии с другими науками. Методы исследования экологии такие как: маршрутные, лабораторные, описательные, эксперементальные, стационарные, химические и т.д. Среда жизни живых организмов. Защита проекта учащихся по разделу «Основы экологии».
Оболочки Земли
Общие понятия по каждой оболочке Земли: состав, строение, изменение и т.д. Антропогенное воздействие человека на все сферы Земли. Виды загрязнения, причины и последствия. Защита проекта учащихся по разделу «Оболочки Земли».
Проблемы Земли
Современные проблемы Земли в целом и в России: перенаселение, оружие массового поражение, голод, глобальное потепление, эпидемии, нехватка сырья и многое другое. Пути решения этих проблем. Защита проекта учащихся по разделу «Проблемы Земли».
Резервное время
Данное время можно использовать по усмотрению учителя. Примеры: самостоятельные, контрольные работы, игровые формы контроля с целью проверки полученных знаний; показ видеофрагментов и других источников для более углубленного погружения данной тематики; пропуск занятий по разным причинам и т.д.
Заключение
Подведение итогов о полученных знаниях данного курса. Напутствие и совет преподавателя и т.д.
3. Тематическое планирование 35 часов
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Основы экологии |
6 |
3 |
Оболочки Земли |
17 |
4 |
Проблемы Земли |
7 |
5 |
Резервное время |
3 |
6 |
Заключение |
1 |
3. Тематическое планирование 70 часов
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение |
2 |
2 |
Основы экологии |
12 |
3 |
Оболочки Земли |
34 |
4 |
Проблемы Земли |
14 |
5 |
Резервное время |
6 |
6 |
Заключение |
2 |
Календарно-тематический план 35 часов
№ |
Дата |
Тема |
1 |
|
Введение |
2 |
|
Общие понятия экология |
3 |
|
Этапы развития экологии |
4 |
|
Методы исследований в экологии |
5 |
|
Экосистема |
6 |
|
Защита проекта учащимися по разделу «Основы экологии» |
7 |
|
Защита проекта учащимися по разделу «Основы экологии» 2 ч. |
8 |
|
Сфера жизни |
9 |
|
Антропогенное загрязнение биосферы |
10 |
|
Исчезающие виды растений |
11 |
|
Исчезающие виды животных |
12 |
|
Воздушная оболочка Земли |
13 |
|
Антропогенное загрязнение атмосферы |
14 |
|
Нарушение озонового слоя |
15 |
|
Парниковый эффект |
16 |
|
Водная оболочка Земли |
17 |
|
Антропогенное загрязнение гидросферы |
18 |
|
Проблемы питьевой воды |
19 |
|
Крупнейшие катастрофы, загрязнения Мирового океана |
20 |
|
Каменная оболочка Земли |
21 |
|
Антропогенное загрязнение литосферы |
22 |
|
Изменение ландшафта |
23 |
|
Защита проекта учащимися по разделам «Оболочка Земли» |
24 |
|
Защита проекта учащимися по разделам «Оболочка Земли» 2 ч. |
25 |
|
Глобальные проблемы человечества |
26 |
|
Глобальные проблемы человечества 2 ч. |
27 |
|
Экологические проблемы современного мира |
28 |
|
Экологические проблемы России |
29 |
|
Пути решения проблем |
30 |
|
Защита проекта учащимися по разделу «Проблемы Земли» |
31 |
|
Защита проекта учащимися по разделу «Проблемы Земли» 2 ч. |
32 |
|
Резервное время |
33 |
|
Резервное время |
34 |
|
Резервное время |
35 |
|
Заключение |
Календарно-тематический план 70 часов
№ |
Дата |
Тема |
1 |
|
Введение |
2 |
|
Введение 2 ч. |
3 |
|
Общие понятия экология |
4 |
|
Общие понятия экология 2 ч. |
5 |
|
Этапы развития экологии |
6 |
|
Этапы развития экологии 2 ч. |
7 |
|
Методы исследований в экологии |
8 |
|
Методы исследований в экологии 2 ч. |
9 |
|
Экосистема |
10 |
|
Экосистема 2 ч. |
11 |
|
Защита проекта учащимися по разделу «Основы экологии» |
12 |
|
Защита проекта учащимися по разделу «Основы экологии» 2 ч. |
13 |
|
Защита проекта учащимися по разделу «Основы экологии» 3 ч. |
14 |
|
Защита проекта учащимися по разделу «Основы экологии» 4 ч. |
15 |
|
Сфера жизни |
16 |
|
Сфера жизни 2 ч. |
17 |
|
Антропогенное загрязнение биосферы |
18 |
|
Антропогенное загрязнение биосферы 2 ч. |
19 |
|
Исчезающие виды растений |
20 |
|
Исчезающие виды растений 2 ч. |
21 |
|
Исчезающие виды животных |
22 |
|
Исчезающие виды животных 2 ч. |
23 |
|
Воздушная оболочка Земли |
24 |
|
Воздушная оболочка Земли 2 ч. |
25 |
|
Антропогенное загрязнение атмосферы |
26 |
|
Антропогенное загрязнение атмосферы 2 ч. |
27 |
|
Нарушение озонового слоя |
28 |
|
Нарушение озонового слоя 2 ч. |
29 |
|
Парниковый эффект |
30 |
|
Парниковый эффект 2 ч. |
31 |
|
Водная оболочка Земли |
32 |
|
Водная оболочка Земли 2 ч. |
33 |
|
Антропогенное загрязнение гидросферы |
34 |
|
Антропогенное загрязнение гидросферы 2 ч. |
35 |
|
Проблемы питьевой воды |
36 |
|
Проблемы питьевой воды 2 ч. |
37 |
|
Крупнейшие катастрофы, загрязнения Мирового океана |
38 |
|
Крупнейшие катастрофы, загрязнения Мирового океана 2 ч. |
39 |
|
Каменная оболочка Земли |
40 |
|
Каменная оболочка Земли 2 ч. |
41 |
|
Антропогенное загрязнение литосферы |
42 |
|
Антропогенное загрязнение литосферы 2 ч. |
43 |
|
Изменение ландшафта |
44 |
|
Изменение ландшафта 2 ч. |
45 |
|
Защита проекта учащимися по разделам «Оболочка Земли» |
46 |
|
Защита проекта учащимися по разделам «Оболочка Земли» 2 ч. |
47 |
|
Защита проекта учащимися по разделам «Оболочка Земли» 3 ч. |
48 |
|
Защита проекта учащимися по разделам «Оболочка Земли» 4 ч. |
49 |
|
Глобальные проблемы человечества |
50 |
|
Глобальные проблемы человечества 2 ч. |
51 |
|
Глобальные проблемы человечества 3 ч. |
52 |
|
Глобальные проблемы человечества 4 ч. |
53 |
|
Экологические проблемы современного мира |
54 |
|
Экологические проблемы современного мира 2 ч. |
55 |
|
Экологические проблемы России |
56 |
|
Экологические проблемы России 2 ч. |
57 |
|
Пути решения проблем |
58 |
|
Пути решения проблем 2 ч. |
59 |
|
Защита проекта учащимися по разделу «Проблемы Земли» |
60 |
|
Защита проекта учащимися по разделу «Проблемы Земли» 2 ч. |
61 |
|
Защита проекта учащимися по разделу «Проблемы Земли» 3 ч. |
62 |
|
Защита проекта учащимися по разделу «Проблемы Земли» 4 ч. |
63 |
|
Резервное время |
64 |
|
Резервное время |
65 |
|
Резервное время |
66 |
|
Резервное время |
67 |
|
Резервное время |
68 |
|
Резервное время |
69 |
|
Заключение |
70 |
|
Заключение |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.