Развитие субъектности в образовательных путешествиях
Методическая литература дает множество вариантов определения субъектности. Негосударственная общеобразовательная Автономная некоммерческая организация «Павловская гимназия» ищет собственные критерии и способы развития этого важного качества. На педагогическом фестивале «Генерация» старший воспитатель Ирина Зимятова представила методику «Образовательные путешествия: опыт внедрения, итоги и перспективы проекта».
Что такое «Образовательные путешествия»?
Субъектность характеризуют такие личностные качества как свобода выбора и принятие ответственности за выбор, способность рефлексировать и саморазвиваться, стремление к самопознанию. Широкий спектр свойств подразумевает разные формы развития субъектности в школе: урочную деятельность, внеурочную, комплексную. Последний вариант можно эффективно реализовать в виде образовательного путешествия, совместив предметные и дополнительные задания.
В «Павловской гимназии» образовательные путешествия входят в экскурсионную программу. Проект рассчитан на 6 лет обучения (с 5 по 10 классы), синхронизирован с учебным планом, учитывает индивидуальные особенности детей и особенности коллективов. «Путешествия» были запущены 5 лет назад, и в 2019-2020 учебном году пришло время подводить итоги. За время поездок роль гимназистов существенно поменялась: они прошли путь от простых статистов к инициаторам и организаторам мероприятий. Давайте рассмотрим подробнее этапы этого становления.
Опыт введения программы «Образовательные путешествия»
- I этап. 5 класс (июнь, 2014/2015). Экологический центр «Экосистема»
Первое образовательное путешествие — ребята еще не знали, что их ждет. Были сформированы первичные навыки учебной деятельности в экскурсионных условиях. Школьники показали высокую способность к рефлексии (с учетом возрастных особенностей) — этому поспособствовали навыки, полученные ранее.
- II этап. 6 класс (октябрь, 2015/2016). Великий Новгород. «Как я в Новгород ходил...»
На уроке истории ученикам предложили выбрать места Великого Новгорода, которые они хотели бы посетить в путешествии. Ребята изучили информацию об этих местах, и, во время поездки, оказавшись там, говорили «стоп» и самостоятельно проводили экскурсии. Также ребята проявили творческую жилку и придумали активность под названием «SMS на бересте» (написать на берестяном листочке послание на старорусском, сфотографировать, отправить родителям). В результате путешествия дети ощутили возможности выбора, получили первичные навыки целеполагания, развили навыки рефлексии.
- III этап. 7 класс (май, 2016/2017). Санкт-Петербург. «Санкт-Петербург 18+»
Ученики выбрали места, где они хотели бы побывать, и виды деятельности. Во время путешествия рефлексия проходила каждый день: ребята получили «Дневники путешественников» и заполняли их ежедневно. Задания были не только на знание предмета, но также на исследовательские навыки. Например, по фотографии исторического места в период строительства нужно было разгадать это место и найти его. На подведении итогов каждый участник защитил свой «дневник» и рассказал о том, что нового он узнал, как ему это пригодится, что его особенно «зацепило». Было заметно: во время путешествия у учеников произошел серьезный скачок в сфере целеполагания.
- IV этап. 8 класс (октябрь, 2017/2018). Казань. «Казань разноликая»
Настало время подтолкнуть учеников к какому-то выбору. Новое образовательное путешествие прошло в формате профориентации. В Казани ребята целый день осматривали учебные заведения, лаборатории, знакомились с учениками «Лицея Иннополис». Ребята обучались таймингу: они должны были самостоятельно приехать в то или иное место к указанному времени. После путешествия прошла глубокая профориентационная рефлексия. Одни ученики захотели изучать химию на профильном уровне, другие записались на занятия по робототехнике и т.д. Спустя два года 50% учеников продолжают развиваться в выбранных направлениях. Также путешествие впервые привело к социальной рефлексии: школьники увидели друг в друге новые качества.
- V этап. 9 класс (октябрь, 2018/2019). Байконур
Появилась возрастная вертикаль, при которой, как показала практика, возрастают все показатели субъектности. Младшие гимназисты наблюдали за работой старших, старшие помогали младшим выполнять задания и выстраивать стиль поведения. Ребята сами выбирали темы, по какому предмету работать и над каким продуктом. По итогам путешествия прошли две научные конференции с приглашенными сторонними участниками. Организация этих мероприятий полностью легла на плечи учеников.
Как оценивается субъектность в рамках программы
Перед педагогическим сообществом стоит вопрос: как измерить субъектность? Как определить и посчитать полученный прирост? Педагоги «Павловской гимназии» решили разделить субъектность на две части: частные показатели и интегральные. На данный момент используются следующие формулы:
Частный показатель развития субъектности
Рiизм | *100% |
Рiэт |
Интегральный показатель субъектности
∑Рiизм | *100% |
∑Рiэт |
где Рiизм — измеренное значение показателя развития субъектности после образовательного путешествия, >Рiэт — эталонное значение соответствующего показателя в соответствии с возрастом, i — условный номер показателя субъектности от 1 до 5.
Чтобы измерить показатели, используются опросники:
Ключевые свойства | Тесты |
Свобода выбора и ответственность за него | Опросник изучения структуры субъектности Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной |
Саморазвитие | Методика «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда |
Способность к рефлексии | Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой |
Осознанная активность | Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева |
Осознание своих особенностей и возможностей | Не оценивалось |
При таком оценивании необходим эталонный показатель. Педагоги «Павловской гимназии» решили, что неправильно пользоваться итоговыми значениями опросников. Каждая образовательная организация имеет собственное представление об идеальном выпускнике и нужно брать эталон выпускника своего учебного заведения. Оценочные показатели развития субъектности было решено представлять в виде шкал, градуированных от 0 до 100 процентов, где:
- 0-10% — отсутствуют,
- 10-30% — сформированы частично,
- 30-60% — в основном сформированы,
- 60-80% — практически сформированы,
- 80-100% — сформированы полностью.
Была выведена качественная оценка:
Итоги
Завершающий этап «первой волны» пришелся на 2019-2020 учебный год. Школьники должны проявить полную самостоятельность. Этап состоится в том случае, если ученики 10 класса придут к педагогам и скажут: «Мы приглашаем вас в путешествие». Конечно, ожидается, что участники проекта в полной мере проявят свободу выбора, способность спланировать все этапы образовательного путешествия, способность к рефлексии и корреляции самооценки и оценки экспертов.
Как бы то ни было, проект «Образовательное путешествие» уже утвердился как комплексная форма развития субъектности. Стало очевидно, что субъектность развивается нелинейно: иногда планомерно, а иногда скачками. Количественная оценка требует доработки, показатели субъектности можно расширять.