Креативные методики в педагогической практике
Как много сегодня говорится о креативных методиках ведения урока! В интернете можно найти множество идей для групповых и индивидуальных работ, подборки заданий для дифференциации, необычные творческие упражнения. Поток полезной информации такой обильный, что встает вопрос: как подобрать нужные разработки и систематизировать их?Во время «Летней всероссийской выездной школы педагогов и директоров» корпорация «Российский учебник» провела трансляцию презентации «Школьного конструктора опыта». Конструктор предназначен для проектирования занятий. Рассказываем, на чем основан этот проект и чем он может быть вам полезен.
Что требуется для современного урока
Взрослым и детям для успеха важно обладание такими гибкими навыками, как креативное и критическое мышление, кооперация и коммуникация. Эти известные «4К» не пресловутые «навыки будущего», а то, что нужно уже сегодня. Поэтому разработчики обучающих программ во всех цивилизованных странах придумывают новые и новые проекты для интенсивного и эффективного формирования актуальных умений. Одним из таких проектов является «Конструктор опыта» от школы креативного мышления «Икра».
6 лет назад разработчики «Икры» придумали взрослый конструктор на основе таксономии Блума для деловых игр и воркшопов. Недавно появился и детский, школьный вариант (для уроков, внеурочной деятельности и индивидуальных занятий). Как утверждают создатели, в нем собраны ключевые мировые разработки — например, есть метод «Рыбный скелет» для лучшего усвоения нового материала, и игра «Карлики и великаны» для разминок. Конструктор призван помочь учителям проектировать интересные необычные занятия.
Для этого в основу взяты карточки (всего их 120 штук) с универсальными идеями для предметных и метапредметных активностей. Все эти активности направлены на разностороннее освоение темы урока (а не просто на ее заучивание). Идеи фиксируются в специальной форме «Сценарий урока». В помощь в наборе предложена брошюра с описанием применения готовых сценариев. Учителя также могут записывать собственные креативные методики на пустых карточках-шаблонах.
Основное отличие детского набора конструктора от взрослого в том, что помимо проработки «4К» в нем еще делается упор на развитие грамотности (распознавание современных символов) и рефлексию (осмысление своего опыта).
Вы можете бесплатно скачать виртуальные карточки с этими и некоторыми другими приемами:
Как систематизировать креативные методики?
Рассмотрим на основе предложенных карточек из конструктора.
- Возраст. Учебные задания обычно рассчитаны на тот или ной возраст, в зависимости от известных психофизиологических особенностей детей. Но это, конечно, не принципиально: каждый учитель лучше знает, что действительно подходит или не подходит для его классов. Кроме того, некоторые креативные проекты довольно универсальны. Например, у корпорации «Российский учебник» есть интерактивная разработка «Атлас звездного неба» для начальной школы, которую с удовольствием изучают и дети постарше.
- Этап. Интересную активность лучше подбирать для каждого из четырех этапов занятия, в соответствии с распределением детской энергии: введение (проверка полученных ранее знаний, постановка проблемы, анонс новой темы), основное содержание (изучение нового материала), подведение итогов (контроль, рефлексия), функциональные задания (общее развитие).
- Тип. Речь идет о том, рассчитана методика на группы или на индивидуальную работу.
- Время. Методики, как правило, предусматривают ограниченное время для выполнения заданий. Соблюдение этих рекомендаций, опять-таки, не принципиально и индивидуально для каждого класса.
- Действие. Активность может быть направлена на знакомство, практику командной работы, передачу нового материала, проверку понимания нового материала, закрепление знаний, контроль усвоения, деятельность дома, возвращение внимания, рефлексию.
- Компетенции. Современные методики помогают развить те или иные умения, необходимые на всех предметах: критическое мышление, креативное мышление, кооперацию, коммуникацию, метакогнитивные навыки, грамотность.
Примеры универсальных креативных методик
Мультифрагмент
- Возраст: 1-11 классы.
- Этап: Введение.
- Тип: Индивидуальная.
- Время: 5 минут.
- Действие: Подведение к теме урока.
- Компетенции: Критическое мышление, грамотность.
- Найдите видео, изображение, музыку или песню в тему урока.
- Во время занятия используйте находку.
- Обсудите, как услышанное или увиденное связано с темой урока.
2/3 правды
- Возраст: 5-8 классы.
- Этап: Основное содержание.
- Тип: Групповая и индивидуальная.
- Время: 5-10 минут.
- Действие: Закрепление материала.
- Компетенции: Критическое мышление.
- Назовите два правдивых и один ложный факт об изучаемом предмете.
- Предложите ученикам предположить и обосновать, какой из фактов вымышленный.
- Разберите, почему все факты кажутся правдивыми.
Банка мудрости
- Возраст: 5-11 классы.
- Этап: Подведение итогов.
- Тип: Групповая.
- Время: 20 минут.
- Действие: Закрепление материала.
- Компетенции: Критическое мышление, коммуникация.
- Попросите учеников написать на стикере сложный вопрос по пройденной теме.
- Сложите все вопросы в банку и перемешайте.
- Попросите по очереди вытягивать вопросы и отвечать.
Рекламная пауза
- Возраст: 1-4 классы.
- Этап: Функциональное задание.
- Тип: Индивидуальная.
- Время: 4 минуты.
- Действие: «бодрилка» (возвращение внимания).
- Компетенции: Грамотность.
- Попросите учеников взять отдельный лист и выписать только что выученное слово или несколько слов.
- Предложите составить из букв выученного слова новые слова.
- Поставьте таймер на две минуты.
- Спросите учеников, сколько у них получилось слов.