Нейропсихологические приемы в помощь учителю начальной школы
Активные игры помогают бороться с безграмотностью — в этом убеждены специалисты пермского учебного центра «Современное образование». Представители центра Марина Сорокина и Наталья Полыгалова познакомили учителей с принципами нейропсихологии, – науки, которая позволяет избавить младшеклассника от многих проблем с учебой. Успехи в этой практике иногда сравнимы с чудом — но, если разобраться, все вполне логично и даже очевидно...
Не педагогикой единой...
Современные учителя приходят к пониманию, что одними только педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой. Конечно, психологические особенности и социальная среда всегда оказывают свое влияние. Но и помимо этого есть процессы, глубже связанные с развитием мозга в первые годы жизни. Приверженцы нейропсихологии утверждают: ребенок может не чувствовать орфограмм, например, из-за того, что пропустил в младенчестве этап ползания. Детская нейропсихология очень молодая, но быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия.
Одним из основателей нейропсихологии стал советский психолог и врач-невропатолог Александр Лурия. Во время Великой Отечественной войны врачу приходилось работать с травмами головы без должных диагностических инструментов. Он практически угадывал, с какой травмой имеет дело. На помощь пришли разнообразные тесты. В мирное время методика тестов продолжила развиваться, раскрывая ученым секреты мозга. 20-30 лет назад появилось ответвление науки — детская нейропсихология.
Как работает нейропсихология? Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. Этим-то и занимаются нейропсихологи. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.
Как понять, что ребенку нужна помощь нейропсихолога?
Мозг — инструмент, качеством которого определяется вся жизнь человека. Если ребенок не может удерживать правила поведения и применять правила правописания, это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга. Встречаются дети, которые талантливо проявляют себя на математике, делают интересные творческие проекты, но — часто совершают «глупые» ошибки на уроках русского языка. Очевидно, что дело тут не в неразвитом интеллекте.
Признаки нейропсихологических проблем
- плохо запоминает информацию,
- не может сосредоточиться,
- плохо себя контролирует,
- медленно читает,
- неловок в движениях,
- истощен (нет энергии),
- плохо спит,
- пишет буквы зеркально,
- имеет навязчивые движения,
- обладает макро- или микропочерком,
- имеет несформированность межполушарного взаимодействия.*
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять. К слову, распространенная «болезнь» современных родителей, в том числе самых любящих и заботливых, – они берут абсолютно все решения на себя и буквально отбирают у ребенка самоконтроль и самодостаточность. Но без этих качеств человек развиваться не может.
Примеры упражнений и игр для развития мозга
Дыхательная разминка
Дыхание — самый простой, самый привычный процесс, которым легко руководить. Существует множество дыхательных упражнений (их можно без труда найти в интернете), через которые дети учатся концентрироваться и управлять своими органами.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз не только помогают сохранить и улучшить зрение. Они активизируют разные участки мозга. Проверено: если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики пишут работу гораздо лучше.
«Пальчиковые» упражнения
Моторика — наше все (особенно, если речь идет о письме). Неспроста задания на моторику активно используются в диагностике нейропсихологических проблем. Непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.
Проговаривание слов
Проговаривание орфограмм, увы, сегодня не в моде. Более того — учитель может и отругать ученика: «Что ты шепчешь на диктанте?». Но речеголосовой аппарат имеет мышечную память, что можно успешно использовать при развитии грамотности. Кроме того, проговаривание развивает внимание.
Игра с мячом
Учитель задает вопрос и кидает мяч ученику. Ученик должен бросить мяч учителю и дать ответ на вопрос. Так параллельно с познавательным действием развивается координация.
Игра с хлопками
Перед уроком учитель объявляет: «Если на занятии я хлопну один раз в ладоши, все тоже должны хлопнуть. Если два раза — затопать ногами. Если три раза — крикнуть „Ура“». Такое задание помогает сохранять внимание учеников на протяжении всего урока.
Игра «Солнечная система»
Учитель условно распределяет планеты по пространству класса, указывая рукой: «Здесь у нас Марс, здесь Юпитер...» и т.д. Несколько раз повторяет с детьми это расположение, чтобы ученики запомнили. Далее дети закрывают глаза. Учитель дает команды указать с закрытыми глазами на планеты определенными руками и пальцами. Например: «Покажите безымянным пальцем левой руки на Венеру и указательным пальцем правой руки на Меркурий». Аналогично можно распределять в пространстве любые понятия и образы, связанные с темой урока.
Упражнение «Задай вопрос»
Учитель говорит утверждение с научным фактом и дает задания ученикам: «Задайте мне по этому утверждению такой вопрос, чтобы на него можно было ответить „да“», «Задайте по этому утверждению такой вопрос, чтобы ответ был „возможно“» («нет», «информации нет в утверждении»).
Игра «Услышь слово»
Ученик выходит из кабинета. Учитель распределяет среди оставшихся детей несколько слов (например, один ряд — одно слово). Ученики должны говорить их хором. Важно задать темп, потому что все говорят по-разному. Далее ученик возвращается в класс. Он слушает, как одноклассники хором проговаривают свои слова. За три попытки он должен распознать как можно больше слов. Если у ребенка возникают сложности с восприятием, каждый ряд говорит свое слово отдельно.
Упражнение «4 за 4»
Дети получают задание: за 4 минуты написать мини-сочинение из 4 предложений. Обязательные условия: в заголовке 2 слова, у сочинения есть начало и конец. Хотя это творческое задание, ученики обычно пишут что-то банальное. Но если учитель начинает вслух зачитывать самые красивые сочинения, то мотивация резко возрастает, и в следующий раз дети выдают замечательные художественные тексты.
Упражнение «Метод замещающего онтогенеза»
Во время выполнения этого физического упражнения ребенок условно повторяет весь путь от рождения до года. Движения:
- рождение, прохождение через родовые пути,
- лежит на спине, зрительно осваивает пространство,
- поворачивается с боку на бок, на живот,
- ползает по-пластунски,
- поднимает руки, упирается,
- поднимает голову, охватывает пространство вертикально,
- садится,
- ползает на четвереньках,
- встает, сначала с помощью рук, потом без,
- ходит, сначала с помощью, потом без.
Педагогическая игра «Раньше и сейчас»
Цель – помочь осознанию детьми процесса своего изменения и взросления.
Правила: Ребятам раздаются таблички (скачать можно в приложении), которые они заполняют сами, а потом на доске заполняется общая сводная таблица. После того как таблица будет заполнена, ведущий предлагает детям посмотреть, что в них изменилось. В результате обсуждения делается вывод о том, что человек постоянно меняется в лучшую сторону.
Конечно, далеко не с каждой проблемой позволит справиться простая игра. В некоторых случаях нужно обратиться к специалисту-нейропсихологу. Всегда важна поддержка родителей, понимание ими проблемы. И нужно находить на уроках повод для похвалы — это окрыляет детей.
*Несформированность межполушарных взаимодействий – синдром, отличающийся характерным набором признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий:
- несформированность координации рук;
- обилие реверсий (зеркальности), которое может обнаружить себя при интерпретации сюжетных картин (особенно серии сюжетных картинок), в чтении, при воспроизведении эталонов зрительной памяти и т.д.; отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой (рисунок, копирование, проба «Коврики» т.п.);
- несформированность фонематического слуха, что особенно ярко выражается на следах памяти и в письме;
- нестабильность номинативной функции речи (функция называния);
- «краевые» эффекты при исследовании памяти: в первую очередь воспроизводятся первый и последний эталоны, иногда ребенок этим и ограничивается.
Источник: psy.su. Прим. ред.