Подготовка к ОГЭ-2019 по русскому языку: пишем экзаменационное сочинение
В демоверсии ОГЭ-2019 по русскому языку представлены три варианта сочинения-рассуждения: на лингвистическую тему, с опорой на исходный текст или же о значении понятия. Сочинение должно содержать не менее 70 слов и включать примеры-аргументы из основного текста ОГЭ. Один из авторов наших учебников по русскому языку, доктор филологических наук Лариса Беднарская, представляет алгоритм работы над сочинением ОГЭ с актуальными примерами.Экзаменационное сочинение: универсальные действия
Часто учителей русского языка упрекают в «натаскивании» школьников на выполнение заданий государственных экзаменов, однако сами педагоги знают, что «натаскать» на создание сочинения-рассуждения нельзя. Сочинение ОГЭ требует метапредметных навыков, универсальных учебных действий, в том числе связанных с анализом текста. Чтобы выполнить экзаменационное задание, ученику необходимо:
- Разбираться в трех главных признаках текста: тема, тип, стиль.
- Осознавать целостность темы.
- Уметь расчленять тему на подтемы и устанавливать их иерархию.
- Уметь расчленять текст на смысловые части, связанные логическими и смысловыми отношениями.
- Владеть морфологическими и лексическими средствами воплощения текста.
Можно сказать, что анализ текста является одной из необходимых ступеней подготовки собственного высказывания, а сама речевая деятельность характеризуется структурностью, имеет определенный алгоритм. Универсальный алгоритм рассуждения, который подходит как для сочинения, так и для других видов работ (не обязательно связанных с предметом «русский язык»): Тезис-Аргумент-Вывод.
Как алгоритм применяется в работе над сочинением-рассуждением по цитате:
- Читаем цитату. Формулируем ее смысл, выделяем ключевые слова. Цитата в рассуждении является тезисом, аргументы подбираются из текста.
- Читаем текст. Выделяем его смысловые части. Подбираем в смысловых частях элемент, иллюстрирующий первую часть цитаты.
- Подбираем в смысловых частях фрагмент, иллюстрирующий вторую часть цитаты.
- Делаем вывод. Он может состоять из одного предложения.
Учим рассуждать с 5 класса
5-6 классы
Знакомство со структурой рассуждения на простых примерах:
Вопрос: Какой частью речи является слово «красота»? Тезис: Слово «красота» — имя существительное. Аргументы: Слово отвечает на вопрос «что?», имеет женский род, в именительном падеже является подлежащим в предложении. Вывод: «Красота» — это существительное.
7-8 классы
Усложнение заданий: «Докажите, что это рассуждение», «Докажите, что это текст научно-популярного стиля», «Письменно ответьте на вопрос: Зачем нужна орфография?» и др.
8-9 классы
Тренировка: пишем сочинения по требования КИМ (объем 70-130 слов, структура рассуждения).
Примеры тем для лингвистического сочинения: «Как определить орфограмму?», «Зачем нужны окончания?», «Зачем нужна пунктуация?», «Зачем нужно знать морфологию?», комментарий определенной пунктограммы, рассуждение по проблеме из текста.
Работая над сочинениями с понятиями, можно задавать как толкование слова (подвиг, самопожертвование, взаимовыручка, дружба, ответственность и т.д.), так и толкование фразеологизма или устойчивых словосочетаний (материнская любовь, любовь к ближнему, родительская любовь, внутренний мир человека и т.д.).
10-11 классы
Отработка навыка рассуждения.
Пример вопросов и заданий из учебника В.В. Бабайцевой.
- Какой морфемой является глагольное -ть?
- Являются ли словосочетаниями сочинительные словосочетания?
- Почему междометие называют особой частью речи, а некоторые ученые не считают его частью речи?
- По радио слышим рекламу: «Занимаясь спортом, одно остается неизменным...». Есть ли здесь грамматическая ошибка? Исправьте ее. Расскажите, как нужно строить предложение с деепричастным оборотом.
Пример: сочинение на лингвистическую тему
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Георгия Владимировича Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Я согласен со словами известного лингвиста Г. Степанова. Это действительно так: чем больше человек думает, тем больше слов ему нужно. Он не обходится просто бытовым словарем, ему нужно выразить самое сокровенное, о чем еще никто не сказал, выразить свои мысли точно, чтобы быть понятым собеседниками или читателями.
Вот и героиня текста Ю. Бондарева пытается выразить свое плохое настроение с помощью синонимов (№,№), которые выстраиваются в ряды однородных членов предложения (№,№).
Образованный, думающий человек мыслит четко и ясно, осознанно использует слова в предложениях разных видов. Особенно ярко это отражено в диалоге, который выражен прямой речью (№—№). Здесь мы видим и двусоставные полные (№), и неполные (№, №), односоставные безличные предложения (нет войны).
Хороший писатель чувствует язык, выбирает лучшее из его неисчерпаемой сокровищницы, помогает читателю понять то, что раньше было непонятно.
Пример: сочинение о значении понятия
Как вы понимаете значение слова доброта? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное определение. Аргументируя свой ответ, приведите два примера-аргумента, подтверждающие его. В рассуждении один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Доброта — главное в жизни.
Я думаю, что самым главным, самым нужным качеством человека является доброта. В нашем трудном и сложном мире без нее не прожить. Существительное доброта образовалось от прилагательного добрый. В русской литературе часто задается вопрос: кто нужнее — добрый или умный? Пусть человек будет не самый умный, но он все равно полезен людям, потому что помогает в трудную минуту, думает не только о себе, но и о других.
Автор текста (...) тоже думает так. Пример-иллюстрация.
Наверное, не все рождаются добрыми, потому что пересиливает эгоистическое начало, но можно воспитать в себе доброту, внимание к людям. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» одним из главных мотивов является доброта. Петр Гринев дарит «прохожему» заячий тулупчик. Пугачев помнит это добро и милостиво спасает офицера Гринева и его невесту Машу. Маша надеется на доброту и милость государыни и получает ее.
Миром движет добро и доброта.
Пример: сочинение с объяснением финала текста
Текст
Серега был настоящим художником. Нет, рисовать он не умел. Но, например, он умел быть желанным гостем. Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет. Или он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. Если он знал, что идет в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. А какие тогда можно было купить цветы? Только несколько астрочек или гвоздичек. И он обычно покупал три гвоздички. Но зато как он их преподносил!.. Если же у Сереги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником.
Однажды Сереге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. Все выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей. Когда мы пришли к нему, он сказал:
— Мы назовем наш праздник «Бумажный Новый год». Помогай!
Сам же снял со стены большое зеркало.
— Это будет наш стол, — заявил он.
Потом застелил всю комнату белыми скатертями. Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав по нему несколько яблок, мандарины, орехи. Расставил свечи, подготовил музыку. Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки. Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. Весь дом забегал, засуетился, занервничал, люди пытались наладить свет.
— Вот это подарок! — радостно сказал Серега. — Зажжем свечи!
Это был, конечно, лучший Новый год в моей жизни. Без телевизора, музыки, обжорства. Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серега никогда не напишет.
Для наглядности разберем текст
- Вначале дана характеристика Сереги, обозначен его талант — это микротема первой части. Энтимема «Нет» и вопросно-ответная форма создают эмоциональный фон. Автор сразу выражает восхищение талантом своего друга. Первая часть заканчивается переходом к описанию конкретной ситуации.
- Одно из главных слов текста – «удивлял». Оно отражает личные впечатления автора и в полной мере раскрывается описанной историей.
- Во второй части текста рассказано о подготовке к Новому году. Автор предстает персонажем-свидетелем. Повествование структурировано с помощью наречий «однажды» и «потом», сложноподчиненного временного предложения, глаголов-сказуемых в форме совершенного вида.
- В конце рассказа представлен вывод. Автор выражает грусть, ностальгию по мгновениям счастья. Он также раскрывает суть таланта своего друга Сереги — таланта художника, создающего свои шедевры не на холсте или бумаге, а в неповторимых моментах жизни.
Сочинение
В последнем предложении текста чувствуется и радость от удавшегося праздника, и грусть автора оттого, что новогодняя ночь скоро пройдет и не повторится, наверное, никогда. Автор осознает, что она была единственной в жизни.
Придумал этот праздник Серега, талантливый «художник», который создает незабываемые мгновения для других людей. Автор считает Серегу настоящим художником, хотя его друг не рисовал картин, но он делал самое главное в жизни — дарил радость людям. Серега всегда удивлял друзей своими добрыми выдумками, даже если у него не было денег, он рассказывал истории так, что они запоминались надолго. Из любого пустяка Серега мог сделать сюрприз. Даже если «вырубалось» электричество в новогоднюю ночь, он мог преобразить ее в сказку.
Я думаю, это счастье — встретить такого человека. Я пока таких людей не встречал ни в жизни, ни в книгах.
Серега обладает редким даром творить живую жизнь из простой и скучной обыденности.
#ADVERTISING_INSERT#