Подготовка к ОГЭ по русскому языку: изложение, сочинение
Работа над такими экзаменационными заданиями, как изложение и сочинение, является важным этапом подготовки к ОГЭ 2018. Корпорация «Российский учебник» в серии статей о выпускных экзаменах 2018 года представляет методические разработки педагогов по выполнению непростых задач.Изложение
Сжатое изложение – первое задание ОГЭ 2018 по русскому языку. Работа над изложением наиболее комфортна для аудиалов – людей, хорошо воспринимающих информацию на слух. Но таких всего 5-7%, большинство же учеников являются визуалами: они лучше воспринимают информацию зрительно. Тексты данного задания в ОГЭ по русскому языку, как правило, являются рассуждениями, что только усложняет задачу. Педагог Татьяна Захарова, в одном из вебинаров для корпорации «Российский учебник», представила авторскую разработку – способы фиксации информации на изложении и алгоритмы их применения:
Таблица-черновик
- Составляется таблица с тремя колонками: «Глаголы (грамматическая основа)», «Слова», «Предложения».
- При первом прослушивании ученик записывает в первую колонку глаголы и грамматические основы. Поскольку глагол – это центр высказывания, по нему легко восстановить смыл всего предложения. Данная работа повод наглядно показать, что «быть» и «казаться» часто выполняют роли глагола-связки или вспомогательного глагола, по ним сложно понять, о чем говорилось в предложении.
- Во вторую колонку ученик дописывает к глаголам слова. Если не удается вспомнить подходящее слово, на его месте ставится знак «?» и при повторном прослушивании школьник обращает особое внимание на соответствующую часть текста, дорабатывает словосочетание.
- В третьей колонке учащийся составляет предложения на основе содержания первых двух столбцов.
Данный способ наиболее эффективен, однако стоит использовать и другие методы.
Представление содержания в виде графических символов, схем, рисунков
- Педагог создает видеоряд, соответствующий тексту изложения на будущем уроке. Благодаря этому ученики узнают, как мозг должен фиксировать основной смысл текста, представляя его содержание в обобщенном виде.
- Первое прослушивание текста на уроке происходит с видеорядом. Этот прием можно начать практиковать уже с 7 класса.
- Девятиклассники выполняют проектную работу: составить видеоряд к изложению для семиклассников.
Осмысление логики автора
Ученик, используя разные способы сжатия текста, пробует представить логику подачи материала автором.
Приемы сжатия текста. Согласно условиям задания, изложение должно быть сжатое. Существует три способа сжатия текста: упрощение, исключение, обобщение. Специалисты рекомендуют метод обобщения. При этом исключение срабатывает автоматически, при записи материала. Нужно учесть, что работая над сжатием, ученики часто допускают ошибки: например, записывают только одно слово из ряда однородных членов, что приводит к нарушению логики повествования, а иногда даже создает юмористический эффект.
Сочинение
Сочинение в ОГЭ по русскому языку 2018 представлено тремя заданиями. Ученик должен выполнить одно из них.
15.1. Сочинение на лингвистическую тему
Повышенный уровень. Данное задание стоит отрабатывать не только к предстоящему ОГЭ, но и к олимпиадам. Элементы подготовки:
- Повторение разделов языкознания. Приступая к сочинению, школьник должен первым делом определить, о каком разделе в высказывании ученого идет речь. Примеры:
Высказывание современного лингвиста Н. С. Валгиной: «При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность» – Пунктуация.
Высказывание филолога Н. М. Шанского: «На примере сложноподчиненного предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» – Синтаксис.
Высказывание лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное — это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» – Морфология.
- Формулировка интерпретации. Школьнику нужно объяснять, как он понимает то или иное высказывание. Пример: «Высказывание В. Г. Ветвицкого относится к такой области языка как морфология. Она изучает грамматические признаки различных частей речи. Именно существительному ученый отводит главную роль, называя эту часть речи – дирижером грамматического оркестра».
- Составление аргументации. В сочинении школьнику необходимо доказать, что выказывание справедливо. Для этого, как и указано в задании, нужно найти примеры в прочитанном тексте.
15.2. Сочинение с опорой на исходный текст
Высокий уровень. Активно разбирать данный вид сочинения лучше с теми выпускниками 9 классов, которые собираются переходить в 10 класс и, соответственно, сдавать последующие экзамены. Работа с текстом и понимание проблематики текста – очень важные навыки при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку.
15.3. Сочинение-рассуждение о значении общего понятия
Базовый уровень. С данного задания лучше начинать подготовку к написанию сочинения. Как правило, рассуждение выбирают те ученики, которые испытывают определенные трудности в создании письменных высказываний. Элементы подготовки:
- Работа с наводящими вопросами. Пример вопросов ученику по теме «Красота»: Что такое красота с твоей точки зрения? Почему ты так считаешь? Что такое красота с токи зрения автора? Как это проявляется в тексте?
- Создание личного словаря. Ученик заводит тетрадь для записи определений общих понятий, которые могут встретиться на экзамене.
- Работа с аргументацией. Ученик ищет аргументы к теме: один из представленного текста, другой – из жизни, из литературы.
- Работа с обобщением понятий. Ученику необходимо представить сочинение уровня как минимум выше начальной школы.
- Дополнительные задания. В УМК М.М. Разумовской «Русский язык» (издания корпорации «Российский учебник») приведены разнообразные тексты, на основе которых можно составлять тренировочные вопросы, например: «Как бы ты сформулировал по этому тексту задание 15.3?»
Критерии оценки ОГЭ 2018
Изложение
Максимальный балл: 7.
Критерии:
- ИК1: Содержание изложения.
- ИК2: Сжатие исходного текста.
- ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Основные трудности на экзамене связаны с третьим критерием: учащиеся часто допускают логические ошибки. Получить 7 баллов за изложение несложно. При постоянных тренировках дети начинают осознавать, что способны зафиксировать любой текст, а уверенность помогает стравиться с заданием.
Сочинение
Максимальный балл: 9.
Задания 15.1, 15.2, 15.3, несмотря на разные уровни сложности, оцениваются одинаково. Из-за этого некоторые педагоги не работают с наиболее сложной темой – а зря. Выполнение заданий формата 15.1 способствует развитию мышления, речи, расширяет и углубляет знания учеников о русском языке, учит мыслить грамматическими категориями.
Критерий СК1 отличается в соответствии с заданием:
- 15.1: Наличие обоснованного ответа.
- 15.2: Понимание смысла фрагмента текста.
- 15.3: Толкование значения слова.
Остальные критерии оценки сочинения идентичны:
СК2: Наличие примеров-аргументов.
СК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.
СК4: Композиционная стройность.
Грамотность и фактическая точность речи
Максимальный балл: 10.
Сочинение и изложение оцениваются вместе по критериям: орфография, пунктуация, грамматика, речь, фактическая точность.
Разные алгоритмы написания изложения и сочинения позволяют осуществить дифференцированный подход в подготовке. Так повышается вероятность успеха каждого ученика на ОГЭ 2018 по русскому языку.