Увлекательная подготовка к устному собеседованию: сторителлинг и проектные задания
Даже очень способные дети могут растеряться на устном собеседовании и пройти его недостаточно хорошо. Как быстро подготовить учеников к новому экзамену? Методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник» Марина Низенькова представила метод сторителлинга и задания из наших учебников для успешных и увлекательных тренировок.Высказывание по методу сторителлинга
На сайте ФИПИ появились новые демонстрационные материалы по устному собеседованию. Они мало чем отличаются от уже известных. Устное собеседование по-прежнему состоит из четырех этапов: выразительное чтение, интервью, монолог и диалог. Монологическое выказывание необходимо будет составить на основе фотографии, жизненного опыта или поставленного вопроса.
Для интенсивной эффективной подготовки к монологу специалисты советуют использовать совмещение двух методик: сторителлинга (сказительства) и морфологического ящика. Сторителлинг — это способ передачи информации, вербально или невербально, путем рассказывания истории. Рассказчик должен определить для себя смысл и содержание, цель и выводы, оформить историю, работать с адресатом. Основу для историй можно брать из таблицы, составленной на основе разработки Фрица Цвикки.
Генератор сюжетов
Чтобы составить из этой таблицы задание, сгенерируйте 5 чисел от 1 до 10, которые определят жанр, героя, героя второго плана, сюжет и место действия. Можно воспользоваться любым онлайн генератором случайных чисел, вроде http://randomus.ru.
Например, рандом выдал цифры 1, 3, 6, 7, 8. Это значит, что ученику нужно представить историю (монологом, сценарием или любой другой вами заданной формой) в жанре комедии про журналиста и вратаря, которые каким-либо образом столкнулись с самопожертвованием в аквапарке.
Для современных школьников очень важен визуальный ряд. Рассказать историю невербальным способом они могут с помощью интернет-ресурсов: Pixton, Storybird, Smore, Zimmertwinsatschool, PowToon.
Такие тренировки развивают фантазию, учат быстро составлять историю и представлять ее без лишних волнений, что очень важно на собеседовании. В изданиях корпорации «Российский учебник» в разных линиях также представлены интересные задания, помогающие развить навыки и умения, необходимые на устном экзамене.
Примеры упражнений из учебников
1
Послушайте стихотворение Алексея Ерошина «Неграмотный пират». Напишите, что должен был сделать пират с кладом, но только не ошибитесь в выборе правильного варианта. Ведь вы не похожи на пиратов?
УМК «Русский язык. 6 класс. I часть» А.Д. Шмелев
2
1) Работа в паре. Прочитайте отрывок из рассказа Юрия Сотника «Как я был самостоятельным». Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.
Наконец нам с папой удалось уговорить маму. Было решено, что родители уедут шестичасовым поездом, а я встану, как обычно, в восемь, сам приготовлю себе чай, сам накормлю и выведу погулять таксу Шумку, сам решу десять примеров и сам разогрею себе обед. Я был на седьмом небе. Для меня отъезд родителей был очень кстати.
2) Выпишите наречия и определите их разряд по значению.
3) Напишите небольшое сочинение о вашем первом опыте самостоятельности. Используйте в нем не менее десяти наречий разных разрядов.
УМК «Русский язык. 6 класс. I часть» А.Д. Шмелев
3
Вспомните о своем самом первом серьезном достижении, которое, по вашему мнению, говорит о вашем увлечении и о вашей будущей профессии. Напишите об этом небольшое сочинение, напоминающее запись, которую вы можете опубликовать в интернет-дневнике.
4
Напишите сочинение-миниатюру о беседе как жанре разговорной речи, в котором в качестве концовки используйте одну из пословиц. Можете использовать одну из следующих конструкций: «Именно эту мысль, как мне кажется, передает русская пословица: ...», «Не зря говорят: ...», «Как точно подмечено народом, ...»
УМК «Русский язык. 6 класс. I часть» А.Д. Шмелев
5
1) Прочитайте школьное сочинение, написанное одним из героев повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
Ее зовут Бим. Она белого цвета с черным ухом. Уши вислые. Хвост настоящий. Порода охотничья, не овчарка. Ласковая. Играл один раз, но какой-то дяденька-зуда увел. Не кусается. Мама и папа ее любить не могут, она чужая, с желтой табличкой на шее. За что люблю, не знаю, просто так. Кур, гусей, овцы, олени, мыши люблю, но мышей боюсь. Лося пока не видел, они в городе не живут. Животных любить надо, а собака — лучший друг человека.
2) Понравилось ли вам сочинение? Попробуйте объяснить, какие ошибки встречаются в этом тексте.
3) О чем мы можем судить по этому тексту: о русском языке или о речи мальчика, его владении языком?
4) Как, по-вашему, нужно описать собаку, которую герой считает лучшим другом человека? Перепишите это сочинение, исправляя ошибки автора.
УМК «Русский язык. 5 класс. I часть» А.Д. Шмелев
6Проектное задание. Записывайте в течение месяца ошибки, которые вы заметили в ваших школьных сочинениях, своей речи или речи окружающих. Вы можете внимательно прислушиваться к речи ведущих теле- и радиопередач. Попробуйте выделить типичные ошибки. Подготовьте примеры для конкурса «Говорите правильно» на одном из уроков повторения.
УМК «Русский язык. 6 класс. I часть» А.Д. Шмелев
7
Учимся говорить на лингвистическую тему. Сначала расскажите о том, зачем людям нужен язык, какова его роль в жизни общества. Затем запишите свой рассказ.
УМК «Русский язык. 5 класс» М.М. Разумовская
8
1) В газете напечатан прогноз погоды на ближайшие два дня. Попробуйте объяснить лексическое значение хотя бы некоторых слов, использованных в этом тексте.
Прогноз погоды
10 февраля: ночью пасмурно, снег, минимальная температура −7°, ветер северный. Днем пасмурно, максимальная температура −13°, ветер северо-западный.
11 февраля: ночью пасмурно, минимальная температура −21°, ветер северо-западный. Днем пасмурно с прояснениями, максимальная температура −14°, ветер западный, небольшой снег.
2) По данному образцу расскажите о том, какая погода сегодня в вашей местности.
3) Сделайте вывод о том, почему каждый человек должен владеть большим запасом слов.
4) Выпишите из текста слова-антонимы.
УМК «Русский язык. 5 класс» М.М. Разумовская
9
1) Выразительно прочитайте текст. О происхождении какого фразеологизма говорится в нем?
В русских избах издавна водились мыши. Тихо, незаметно протекает жизнь этих ночных зверьков, результаты деятельности которой становятся видны утром — съеденный или покусанный кусок сыра, колбасы или хлеба, прогрызенные мешки с крупой и другое. Крестьянин старался извести этих мелких грызунов: он ставил ловушки, подкладывал отраву, заводил котов и кошек, но не так-то просто было справиться с мышами — они продолжали свою тихую жизнь, приносящую человеку много неприятностей.
Из наблюдений за поведением этих животных и родилось выражение «мышиная возня», что означает «мелочные хлопоты».
2) Придумайте небольшой рассказ, употребив фразеологизм в качестве заголовка.
УМК «Русский язык. 5 класс» М.М. Разумовская
10
1) Прочитайте текст. Расскажите, по каким признакам вы узнаете произведения прославленных мастеров Хохломы.
Кто из нас, увидев Хохлому, не говорил самых что ни на есть хвалебных слов: «Загляденье! Чудо! Диво! Красота!» Хохломскую роспись не спутаешь ни с какой другой: у нее не только высокое качество, но и свои излюбленные мотивы. Фон орнамента — золотисто-огненный или черный; на этом фоне причудливо, но в определенном направлении (снизу вверх, или сверху вниз, или слева направо, по часовой стрелке) переплетаются трилистники, скромная и изящная травка, гибкие волнистые стебли с листьями, незатейливые цветочки, венчики, лесные ягоды — земляника, голубика, черемуха, калина, шиповник, но чаще всего — гроздья алой рябины. Мастера Хохломы передают в своих рисунках красоту родных лесных полян.
2) Опишите одно из произведений прославленных мастеров Хохломы. а) Рассмотрите предмет описания, поставив его перед собой, если такая возможность есть, или на фотографиях. б) Составьте план сочинения, конкретизируя в нем типовые части описания предмета. Обратите внимание на форму предмета и, конечно, на орнамент: ведь промысел не случайно называется хохломская роспись.
УМК «Русский язык. 6 класс» М.М. Разумовская
11
Вам когда-нибудь хотелось петь и смеяться, потому что вам хорошо? Расскажите об этом. Попробуйте подобрать эпиграф к своему рассказу.
УМК «Русский язык. Русская речь. 6 класс» Е.И. Никитина
12
Приходилось ли вам одерживать поеду над... собой? Почему это надо было сделать? Как вам удалось пересилить (побороть) себя? Кратко напишите об этом.
УМК «Русский язык. Русская речь. 6 класс» Е.И. Никитина
13
1) Представьте себе (вспомните по личным наблюдения или телерепортажам, фильмам, фотографиям и т.п.) моменты победы в том виде спорта, который вы знаете и любите... Опишите его. Постарайтесь и в заглавии, и в содержании вашей работы передать радость победы.
2) Запишите синонимы: торжество, триумф. Укажите сначала общее в их значении, затем различие.
3) Расскажите о таком успехе спортсмена (или спортсменов), который можно назвать триумфом.
4) Напишите (на основе газетных материалов или теле- и радиопередач) информационную заметку о триумфе российских спортсменов (например, фигуристов) на соревнованиях европейского или мирового уровня.
УМК «Русский язык. Русская речь. 7 класс» Е.И. Никитина
14
Попробуйте создать собственный афоризм. Для примера приведем афоризм, сочиненный семиклассником: Лук — не только в супе, он может быть оружием.
УМК «Русская словесность. 8 класс» Р. И. Альбеткова
15
Понаблюдайте в течение дня: много ли вы заметите такого, над чем стоит посмеяться? Представьте в смешном виде то, что вызывает у вас неприятие, раздражение. Сочините об этом юмористический рассказ или сценку.
УМК «Русская словесность. 8 класс» Р.И. Альбеткова
#ADVERTISING_INSERT#