Урок 19. Повторение и обобщение изученного в 5—9 классах. Морфология
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся повторить и обобщить знания в области морфологии, а также отрабатывать умения применять полученные знания на практике
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся представление о системном характере языка и строении его основных единиц, умение пользоваться имеющимися знаниями в речевой практике (при выборе верной формы слова; анализе текста, характеристике его единиц), соблюдать основные правила культуры речи, в том числе грамматические (морфологические и синтаксические) нормы
Виды деятельности
-
Выполнять тестовые задания на знание лингвистической характеристики языковых единиц (глагола и его форм), владение грамматической (морфологической и синтаксической) нормой
Ключевые понятия
-
Грамматическое значение, форма слова, морфологические и синтаксические нормы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Проверка выполнения упражнения № 322 учебника. Фронтальный опрос по теме «Трудные случаи употребления глагола и его форм в русском языке». |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Повторение изученного ранее. |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Комплексный анализ текста. Самостоятельные части речи: глагол (грамматическое значение и формы, видовые пары). Чередование гласных в глагольных корнях. Синтаксическая роль в предложении. Тропы. |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Комплексный анализ текста. Самостоятельные части речи: глагол (грамматическое значение и формы). Гласные в приставках и корнях глагола. Синтаксическая роль в предложении. |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Комплексный анализ текста. Самостоятельные части речи: причастие как форма глагола (грамматическое значение). Синтаксическая роль в предложении. Обособленные и необособленные определения. |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Комплексный анализ текста. Самостоятельные части речи: деепричастие как форма глагола (грамматическое значение). Синтаксическая роль в предложении. Обособленные обстоятельства. |
7 | 7. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Грамматические (синтаксические) нормы. Выбирая грамматически правильное продолжение предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, действовать необходимо на основе понимания его смысловых и формальных признаков. Помните, что в ПРАВИЛЬНО построенном предложении субъект (производитель) основного действия, выраженного глаголом-сказуемым, и субъект дополнительного действия, выраженного деепричастным оборотом, должен быть одним и тем же лицом или предметом: Подъезжая к станции, я увидел встречавших меня друзей (я подъезжал и я увидел). В определённо-личных и неопределённо-личных предложениях субъект основного действия легко восстанавливается в контексте: Добравшись до вокзала, идём в буфет, чтобы купить с собой воды (мы добрались и мы идём). Подойдя к вагону, показали билет проводнику (некие неопределённые лица подошли и показали). Один и тот же субъект выполняет основное и дополнительное действие в предложениях, в которых сказуемое имеет форму повелительного наклонения глагола: Собираясь в длительное путешествие, захватите с собой тёплые вещи. ОШИБОЧНЫМИ являются такие предложения с деепричастными оборотами, в которых: 1) субъект дополнительного действия и подлежащее при личном глаголе обозначают разные лица или предметы: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа (я подъезжал и шляпа слетела); 2) сказуемое выражено страдательным причастием (в пассивной конструкции субъект действия имеет форму творительного падежа существительного или местоимения): Приехав на станцию, я был встречен друзьями (я приехал и друзья встретили); 3) если в безличном предложении указан носитель состояния: Выйдя из вагона, мне стало холодно. Однако ВЕРНЫМИ являются те безличные предложения, в которых в состав сказуемого входит инфинитив. Такие предложения носят характер рекомендаций, инструкций, отдельных замечаний и высказываний обобщённого характера без указания на конкретного производителя действия: Отправляясь в дорогу, необходимо взять с собой документы и предметы первой необходимости. |
8 | 8. Этап закрепления и первичной проверки | Выполнение упражнения № 323 учебника. |
9 | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Какие вопросы из пройденного материала необходимо повторить к экзамену? |
10 | 10. Информация о домашнем задании |