Урок 13. Сложное предложение с разными видами связи. Период
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Продолжить усвоение понятия «сложное предложение с разными видами связи», познакомиться с новым синтаксическим понятием «период»
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся
- представление о сложном предложении с разными видами связи как таком единстве предикативных частей, которое образуется на интонационно-смысловой основе, с участием или без участия союзов; понимание структурно-смысловых особенностей многокомпонентного сложного предложения и умение соблюдать в практике письма основные правила пунктуации
Виды деятельности
-
Определять структурные и семантические признаки сложных предложений с разными видами связи (в том числе периода), границы их частей; наблюдать за использованием сложных предложений с разными видами связи в художественном тексте
Ключевые понятия
-
Сложное предложение с разными видами связи, сочинение, подчинение, бессоюзная связь, период
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Проверка выполнения упражнения № 154 рабочей тетради. Фронтальная беседа по вопросам |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Определение сочетания разных видов связи в сложном предложении. |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | После анализа образцов синтаксического разбора сложных предложений с разными видами связи (с. 202—203 учебника) — выполнение следующего упражнения. |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Запятая перед союзом и в сложных предложениях с разными видами связи (сочинительной и подчинительной). Отсутствие запятой перед сочинительными союзами, соединяющими однородные придаточные части или однородные главные предложения, имеющие общую придаточную часть. |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | В языке художественной литературы и в текстах публицистического стиля распространена особая форма организации сложных предложений — период. Для такого предложения характерно ритмико-интонационное и смысловое деление на две части: первая произносится с постепенным повышением голоса и с ускорением темпа до паузы, отделяющей её от второй части; вторая часть — с понижением, когда замедляется темп произнесения и более низким становится тембр. Первая часть таких предложений подчиняется второй, является большей по объёму и в свою очередь членится на однотипные части. Части периода строятся симметрично, являются одноструктурными, имеют одинаковый порядок слов, однотипные по форме сказуемые. В них широко используется анафора (единоначатие) и другие лексические повторы, синонимы и антонимы (в том числе контекстуальные). Такое построение периода позволяет использовать его для передачи торжественности, взволнованности, эмоциональной приподнятости настроения, усиления художественной выразительности высказывания. Выполняя следующее упражнение, учащиеся устно находят перечисленные признаки периода и поясняют их. Примечание: цевница — свирель, пастушеская дудочка. |
7 | 7. Этап закрепления и первичной проверки | Чтение теоретической части § 35 (с.207—208), выполнение упражнений № 309—311 учебника (по выбору учителя). |
8 | 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведение итогов занятия: что такое период как риторическая фигура? |
9 | 9. Информация о домашнем задании | Выполнение упражнения № 156 рабочей тетради. |