Урок 1. Понятие о бессоюзном сложном предложении
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся практически усвоить понятие «бессоюзное сложное предложение»
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся
- представление о БСП как таком единстве предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов;
- понимание особенностей бессоюзного сложного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью);
- умение соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП и употребления их в речи
Виды деятельности
-
Определять структурные и семантические признаки бессоюзных сложных предложений, границы частей БСП, смысловые отношения между частями БСП. Наблюдать за использованием бессоюзных сложных предложений в художественном тексте
Ключевые понятия
-
Бессоюзное сложное предложение, его предикативные части, интонация бессоюзного сложного предложения
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | В современной лингвистике бессоюзное сложное предложение рассматривается как особый тип сложного предложения, противопоставленный сложносочинённому и сложноподчинённому предложениям. Поэтому в дальнейшем изучение бессоюзного сложного предложения целесообразно строить на сопоставлении с союзными сложными предложениями. |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Упражнение на опознавание бессоюзных сложных предложений (БСП), отграничение их от союзных сложных предложений и простых осложнённых предложений. Анализ структурных и семантических признаков БСП. 1. Вывод: отличие бессоюзных сложных предложений от сложносочинённых и сложноподчинённых заключается в отсутствии союзных средств; от простых предложений — в наличии нескольких грамматических основ; а также — в особой интонации. На материале этого упражнения происходит знакомство школьников с правильным интонированием бессоюзных сложных предложений. Для бессоюзных сложных предложений характерны четыре вида интонации. 1) Перечислительная интонация, выражающая отношения логической однородности, свойственная предложениям, в которых, как правило, более двух предикативных частей. Она характеризуется однотипным ритмом и мелодическим рисунком — с одинаковым повышением тона в конце каждой части, за исключением последней, которая произносится с обязательным понижением тона в конце предложения, например: Ноги сделались как из ваты, под ложечкой ощутилась некая пустота, безразличие овладело мной. (В. Солоухин) Остальные типы интонации свойственны бессоюзным сложным предложениям с двучленной структурой. 2) Объяснительная интонация предполагает особого рода «неспокойное» понижение тона в конце первой части и произнесение второй части в более быстром темпе, например: Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен. (А. Куприн) 3) Интонация сопоставления характеризуется повышением тона в конце первой части предложения и симметрично расположенными в обеих частях сильными ударениями на опорных для сопоставления словах (таких слов обычно по два в каждой части): Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я — довольно плохо, по обыкновению. (И. Тургенев) 4) Предложения, которые передают разного рода обусловленность явлений — с временными, условно-следственными, причинно-следственными отношениями — имеют интонацию обусловленности, которая очень близка интонации сопоставления. Для неё характерно повышение тона в конце первой части и понижение во второй, но каждая часть имеет только одно сильное ударение, и ударения в частях располагаются не симметрично: Погода была тихая — Волга неслась ровно и спокойно. (А. Пушкин) В дальнейшем при выполнении упражнений необходимо всегда обращать внимание школьников на эти четыре вида интонации, так как успешное владение интонационными средствами всегда помогает выбору знака препинания и, следовательно, обусловливает пунктуационную грамотность школьников. 2. Упражнение на верное интонирование бессоюзных сложных предложений, нахождение границ между частями БСП. 3. Выделение грамматических основ в БСП. Устно определить, чем выражены подлежащие и сказуемые; установить типы сказуемых, виды односоставных предложений. 4. Соотнесение бессоюзных сложных предложений с их графическими схемами. 5. Анализ текста. Синтаксическая характеристика предложений (в том числе — бессоюзных). |
3 | 3. Этап закрепления и первичной проверки | Для закрепления изученного материала рекомендуем использовать задания из учебника и рабочей тетради. |
4 | 4. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведение итогов занятия: передать основные положения теоретической части параграфа 30. |
5 | 5. Информация о домашнем задании |