Сценарий праздника Рождество Христово: «Рождественские колядки»
Сценарий новогоднего развлечения «Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравственных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.
Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.
Цель:
- познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
- развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
- воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
- формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.
Задачи:
- приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
- дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
- познакомиться с рождественскими обрядами;
- создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
- стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
- вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
Ход мероприятия
Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.
Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.
По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.
С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.
Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.
Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.
Родители читают колядки:
- Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте! - Мы веселые колядки
Пропоем для жизни сладкой.
Коль одарите нас знатно,
Будет счастье и богатство.
Поделитесь от щедрот
Просит ряженый народ.
Без подарков не уйдем!
С Новым годом! С Рождеством! - Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!
Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.
Воспитатель:
Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!
Ребенок:
Коляда, коляда —
Накануне... (Рождества.)
Ребенок:
Мы идем колядовать —
Всех будить и ... (поздравлять)
Ребенок:
Коляд, коляд, колядушек —
Хорош с медком оладушек!
А без меду — не таков,
Дайте, тетя, пирогов!
Ребенок:
С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,
Ребенок:
И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!
Ребенок:
Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"
Все вместе:
Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!
Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников)
Дети садятся, выходят два ребенка.
Ребенок:
От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.
Ребенок: (елочка):
Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.
Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.
Обращает внимание на вертеп. Выходят дети ( пальма, маслина и ёлка).
– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.
Пальма:
Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?
Маслина:
А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.
Елка:
А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки
Пальма:
Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…
Маслина: Или уронишь на Него шишку.
Пальма и Маслина вдвоем:
Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.
Пальма: Не красива ты нисколько…
Маслина: Палка в шубе, да и только.
Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…
Появляется Ангел.
Елка, Пальма и Маслина вместе: Ой, кто это?
Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.
Ребенок:
Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами)
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами)
Ребенок:
Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики)
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.
Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.
Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.
Ребенок:
И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!
Ребенок:
Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.
Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»
Читают стихи.
Ребенок:
В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
Ребенок:
Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.
Ребенок:
Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
Ребенок:
Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».
Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:
Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город ... (Вифлеем)
Знают все: в года былые
Сын родился у ...(Марии).
Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой).
В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем ...(сене).
Это всем теперь известно —
Был младенец тот ... (чудесный).
Много в небе ярких звезд —
Родился Иисус ... (Христос).
К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну)
Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.
Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.
Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?
Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.
С Рождеством Вас!