Сплочение педагогического коллектива
Сплочённый коллектив школы — неотъемлемая составляющая успешного образовательного процесса. Это творческая, слаженная, цельная, высокопрофессиональная команда, объединенная общей миссией — обучением и воспитанием детей. Психолог и коуч ICU Лариса Новицкая рассказывает, как сформировать здоровую атмосферу в педагогическом коллективе, и какие приёмы можно использовать для создания дружной команды учителей.Пути формирования коллектива
1. Профессиональный.
- Миссия. Ради чего работает школа: что есть, куда расти, что будет через 5-10 лет, что будет со школой в следующем веке.
- Четко сформулированная педагогическая цель и кредо школы.
- Постоянное повышение квалификации учителей.
- Создание «педагогического ядра» из учителей с огромным профессиональным авторитетом у коллег.
- Формирование педагогических традиций.
- Сочетание педагогической работы с творческим поиском.
- Индивидуальный подход к каждому учителю.
2. Организационный.
- Четкая организационная структура коллектива.
- Продуманная система делегирования полномочий.
- Продуманная система трудовых взаимоотношений и взаимозависимостей учителей.
- Высокий уровень организации условий педагогического труда.
- Открытая, прозрачная аттестация и система поощрений.
3. Психологический.
- Обеспечение положительного, комфортного психологического климата в коллективе.
- Формирование педагогической направленности в межличностных отношениях учителей.
- Обеспечение общения, основанного на сотрудничестве.
Этапы становления коллектива школы
1. Создание.
Формальное организационное сплочение педагогов. Вхождение в коллектив. Люди определяют, чувствуют ли они себя его частью. Успех другого воспринимается как угроза. Важен тон и пример руководителя школы для формирования профессиональных и личностных взаимосвязей.
2. Становление.
Складывается групповое самосознание, появляются первые нормы и правила деятельности команды. Люди утверждаются, демонстрируя профессиональные и личностные качества.Чужие успехи могут вызывать зависть. Нет слаженности, но она компенсируется эффективностью работы и желанием себя проявить. Руководитель формирует у педагогов умение через самоутверждение брать на себя ответственность.
3. Зрелость.
Учителя плодотворно совместно решают образовательные и воспитательные задачи. Соблюдаются интересы микрогрупп и отдельных учителей. Сформирован здоровый морально-психологический климат. Появляется интерес к новшествам. Это этап сплоченности: личный успех одного вызывает радость всех остальных. Руководитель поддерживает продуктивные дискуссии при разногласиях.
4. Переход в новое качество.
Высокая мотивация учителей в реализации миссии школы. Целостность и единство коллектива. Структурированность, четкое распределение обязанностей, согласованность, активность и самоуправление.
Комплекс мер по сплочению коллектива
Многие коллективы на долгие годы «застревают» на втором этапе.Идти дальше помогают ситуации, где взаимозависимость учителей сочетается с самореализацией.
- Работа творческих и исследовательских групп, выполняющих определенные задачи.
- Дискуссии и «круглые столы» по обмену идеями. Совместная работа учителей в паре, супервизорство.
- Педагогические игры по решению педагогических ситуаций.
- Тренинги командообразования.
- Учительские корпоративы.
Микрогруппы и инновационные техники
Сплоченности коллектива препятствуют микрогруппы. Например, молодые учителя противостоят «кружку» ветеранов педагогики. Или оппозиция с неформальным лидером деструктивно критикует администрацию и более успешных коллег. Сформировать у представителей подобных микрогрупп (возрастных, социальных, по интересам и т.п.) потребность в единении и сотрудничестве с коллегами на благо реализации миссии школы помогает инновационная деятельность.
- Разработка новых образовательных технологий.
- Переподготовка учителей по новым инновационным технологиям.
- Коллективная разработка нормативных документов школы, определяющих инновационную деятельность.
- Работа «инновационного актива» школы.
- Обучение друг друга новейшим методикам.
- Систематическое проведение на базе школы обучающих семинаров по организации инновационной деятельности.
- Превращение коллектива в распространителя инновационных идей: открытые уроки, публикации статей и методических разработок.
Смотрите другие материалы по теме:
III Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Урок в начальной школеXXI века»
Тренинги на сплочение коллектива, тимбилдинг. (англ. team — «команда», building — «строить»)
Для командообразования наиболее эффективны коуч-тренинги. Они помогают определить важнейшие цели, сфокусироваться на них и достигать с наименьшими усилиями. Если на пути к цели возникают проблемы, то периодически проводятся психологические тренинги для их решения.
Общие цели тренингов командообразования:
- Формировать коллективную ответственность.
- Стимулировать на конечный результат.
- Развивать самоуправление, взаимозависимость, активность.
- Показывать роли и значимость всех членов команды.
Тренинги сочетают теорию и практику, занимая от 4-х часов до нескольких дней.
Типы тренингов
Сюжетно-ролевые
Участники, согласно единому сюжету, выполняют задания. Их цель: через погружение в нестандартные условия сформировать единство поведения для достижения общей цели. Пример: Выездной коуч-тренинг «Поиск сокровищ».
Бессюжетные
Набор игр и упражнений, подобранных под определенную задачу. Цель: решить проблемы и задачи коллектива. Пример: Упражнение «Комплименты» из психологического тренинга «Партнерское общение». Цель: обучить навыку установления позитивной обратной связи.
- Все участники стоят по кругу.
- Один участник выходит в центр круга, выбирает кого-тои говорит ему комплимент.
- Человек, кому комплимент обращен, выходит в центр, а первый участник занимает его место.
- Вышедший в центр дальше выбирает кого-то одного и говорит комплимент.
- Упражнение заканчивается, когда каждый сказал и получил комплимент. В результате полученный навык переносится в повседневную жизнь.
Творческие
Цель — через работу в команде раскрепостить людей и раскрыть их ресурсы. Пример: Тренинг «Создание ритуала «Посвящение в наставничество». Цель — сформировать коллективную культуру и корпоративный дух. Группа делится на команды. Задача команд — спланировать, срежиссировать и показать зрелищно-эмоциональный ритуал посвящения опытных учителей в наставники молодым педагогам. Результат — навык командной творческой работы и зарождение традиции наставничества.
Сплоченный учительский коллектив — это залог выполнения миссии школы: обеспечения максимального объема и глубины знаний, а также высокого уровня интеллектуального развития, воспитанности и моральной зрелости учеников.
Читайте другие материалы по теме:
«Сценарий учительского „огонька“»
Узнайте больше о взаимоотношениях в педагогическом коллективе и о том, как сохранить интерес к своей профессии на бесплатном мастер-классе для учителей.