Негативные эмоции в работе педагога
Негативные переживания учителей, чья профессия по психо-эмоциональным нагрузкам стоит в одном ряду с летчиками-испытателями, ведут к синдрому эмоционального выгорания. Он характеризуется состоянием физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванным длительным пребыванием в стрессовых ситуациях. Справиться с ним помогают интеллектуальные и телесно-ориентрованные методы.Негативные эмоции и их причины
Эмоции — это психические процессы, связанные с инстинктами, потребностями и мотивами. Они ощущаются и воспринимаются, как душевное волнение и отражают особенности переживания жизненных ситуаций. К негативным эмоциям относятся:
-
Страдание — осознание невозможности удовлетворения потребности.
-
Гнев — сильное негодование при серьезном препятствия на пути удовлетворения потребности.
-
Отвращение — антипатия и омерезение от соприкосновения с объектами, противоречащими основным принципам и установкам.
- Презрение — глубоко пренебрежительное отношение к позиции, взглядам, поведению других людей.
-
Страх — защитный инстинкт, мобилизующий организм при информации о реальной или воображаемой опасности, ставший из фактора развития фактором застоя.
-
Стыд — осознание несоответствия своих помыслов, поступков и внешности с ожиданиями окружающих и с собственными представлениями.
Такие астенические эмоции, истощая физически, приводят к пассивности. При них усиливается мышечное напряжение, сковываются ноги физически и психологически. Становится трудно «двигаться по жизни».
Негативные эмоции учителей имеют следущие причины.
-
Организационные: неудобный график, долгий от дома на работу, отсутствие взаимопонимания с коллегами, неясность должностных обязанностей, повышенные требования администрации.
-
Личностные: особенности типа личности и характера (например, интровертированный меланхолик), гиперответсвенность и исполнительность, внутриличностные конфликты, семейные проблемы.
Вначале ситуация вызывает довольно полезный стресс и мобилизацию внутренних ресурсов. Но став затяжной и нерешенной, превращает стресс в дистресс, истощающий все силы. Поэтому необходимо повышать уровень эмоционального интеллекта (совокупность эмоциональных и социальных способностей: понимание собственных эмоций и эмоций других людей, управление эмоциональной сферой и само-мотивация) и осознанно создавать позитивные эмоции.
Развитие эмоционального интеллекта через творчество
Путь развития эмоционального интеллекта лежит через творчество. Л.С Выготский говорил о творчестве, как созидании чего-то нового, в том числе и в собственном внутреннем мире. Это касется как эмоций, так и формирования новой позиции по отношению к работе – превратить работу в творчество. Учителя для творчества имеют огромные возможности. Например:
-
Модернизация известных методик и технологий.
-
Создание новых технологий через конструктивное соединение имеющихся методик.
-
Разработка новых педагогических идей и приемов и их использование на уроках.
В результате возникают новые, позитивные стенические эмоции, увеличивающие силу, дающие энергию и побуждающие к успешной работе. К ним относятся:
-
Интерес – потребность к развитию и познанию.
-
Радость – приятное душевное волнение от возможности полного удовлетворения актуальной потребности.
-
Удивление – не имеющая выраженного положительного или отрицательного знака стеническая реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Остановимся на радости, «неназванном инстинкте самовыживания» по Н.П. Бехтеревой. Ее исследования в Институте Мозга показали важность решения различных творческих задач для формирования радости. Дело в том, что у каждого из нас в мозге есть «меченые линии». По ним проходят наши обычные, доведенные до автоматизма действия. И мозг живет обычной стереотипной жизнью, не имея возможности включить в активную работу весь свой потенциал. Если поставить перед человеком творческие задачи, то начинается «нестереотипная деятельность» мозга. Он старается использовать все свои ресурсы, а значит жить активной, полноценной жизнью. Когда решение творческих задач сочетается с постоянными физическими, двигательными нагрузками, то, как говорила Наталья Петровна, «можно довольно долго и хорошо жить».
Упражнение «Заземление»
Для работы с эмоциями полезны телесно-ориентированне упражнения. Например «Заземление». Его цель - устранив мышечные зажимы в ногах, избавить от раздражения и тревоги, дать радость от ощущения опоры в окружающем мире.
-
Станьте ровно.
-
Стопы поставьте параллельно на расстоянии 20 см друг от друга.
-
Немного согните колени.
-
Наклонитесь вперед, перенося вес тела на подушечки стоп.
-
Согните сильнее колени и перенесите вес тела на передние отделы стоп. Пятки старайтесь не отрывать от земли.
-
Сконцентрируйтесь на колениях и почувствуйте, как отраженная от поверхности земли сила распрямила ваши колени.
-
Осознайте и прочувствуйте, как земная сила беспрепятственно идет от поверхности земли через ваши ноги к макушке.
-
Продолжайте оставаться стоять с согнутыми коленями.
-
Плотно прижмите к земле пятки
-
Наклонитесь вперед, плотно прижимая пятки к земле.
-
Осознайте и прочувствуйте, как через ваши пятки идет поток мощный поток земной силы.
-
Вернитесь в исходное положение.
В результате за 3 минуты обеспечивается хороший контакт между телом, сознанием и эмоциями, комфортное психологическое самочувствие, ощущение уверенности и безопасности.
Высокий уровень эмоционального интеллекта учителя - одна из основных задач инновационного развития образования. Предложенные советы помогут избавиться от негативных эмоций и успешно решать данную задачу.