Развитие технологий как один из драйверов персонализации в образовании. На примере штата Вермонт (США)
Американский штат Вермонт, родина знаменитого педагога Джона Дьюи, по сей день остается местом, где процветает идея персонализации образования. Движущей силой этой идеи стали информационные технологии, а именно цифровые образовательные платформы, которыми пользуются практически все представители местного педагогического сообщества. Проследив за эволюцией цифровых средств обучения штата Вермонт, можно сделать вывод о глобальных трендах американского образования.Образовательные платформы 1.0
Возникнув более десяти лет назад, они решили серьезную задачу – технологизировали предметное знание. Весь массив информации был переведен из офлайна в онлайн и организован в формате плейлистов. Плейлист – это тематический набор материалов, таких как видеофрагмент, обучающий тест, текстовые материалы, картинки и т.д. Никто из руководства не составлял эти плейлисты для всего штата: для Америки нормально, что учителя сами создают такие ресурсы для нужд своего класса, регулируя уровни сложности, выбирая иллюстративный материал и т.д.
Платформы 1.0 существовали в логике отраслей знания: вот плейлист по химии, вот по физике, их пересечение просто дает дублирование информации в разных плейлистах. Отличительная черта платформ того поколения – множество возможностей для отслеживания и сравнения результатов: графики, диаграммы, рейтинги учеников и т.д.
Образовательные платформы 2.0
Они возникли сравнительно недавно, их основное свойство – фокус на проектную деятельность. Один из ярких представителей этой группы – платформа Sammit.
2.0 – это решительный переход от предметных разделов к направлениям проектных исследований. Границы между дисциплинами стерты, проекты по определению межпредметны и, что особенно важно, метапредметны: какой бы темой ты ни занимался, столкнешься с необходимостью развивать soft skills – работа с информацией, навык публичных выступлений, способность к анализу, критическое мышление и т.д. Предметные знания при таком подходе остаются на вторых ролях.
Отличия платформ 2.0 – это задачи, предполагающие обилие групповой работы, различные ситуации взаимодействия, возможность регулировать уровень сложности проекта в зависимости от целеполагания учащегося. Наконец, 2.0 позволяют собирать цифровое портфолио реализованных проектов, и это реальная сила, помогающая претендовать на место в хорошем вузе.
Может показаться странным, но и такие подходы к школьному обучению в Вермонте считаются вчерашним днем: полным ходом идет внедрение в школы нового поколения цифровых образовательных платформ.
• Эксперты № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет
• Педагоги-психологи и многодетные матери
• Авторы бестселлеров, проданных общим тиражом более 13 000 000 экземпляров
К решению стать педагогом меня подтолкнули воспоминания о моих собственных учителях — и о тех, кого я любила, и о тех, кого ненавидела. Я решила, что должна учить детей так, чтобы им хотелось учиться. Но первый же день в «реальном» классе стал для меня настоящим шоком. Я все спланировала, но оказалась совершенно не готова. Передо мной сидели 32 ученика: из них ключом била энергия, они имели свои желания и потребности и постоянно орали: «Кто украл мой карандаш?», «Отстань от меня!», «Заткнись, я хочу послушать учительницу!». К трем часам дня я была полностью обессилена. Дети выбежали из класса и рассыпались по улицам. Слава богу! Теперь за них отвечают родители. Я свой срок отбыла. Я откинулась на спинку кресла и уставилась на опустевшие парты. Что я сделала не так? Почему они меня не слушали? Что нужно сделать, чтобы достучаться до этих детей?
Образовательные платформы 3.0
Последнее слово в развитии образования – Personal learning system, то есть системы, направленные на построение действительно индивидуальной траектории обучения. Умная система сама подстраивается под ученика, его интересы, амбиции, цели и планы на будущее. 3.0 напоминают образовательной соцсети, где записываются хроники твоего обучения. При этом обучение происходит не только в школе, а вообще всегда, 24 часа в сутки. В свою хронику учащиеся загружают пруф (свидетельства) своего очередного образовательного шага: сходили, посетили, прослушали, прочли книгу, собрали, склеили, защитили, запустили… Здесь, естественно, предметность уже не играет никакой роли: учиться можно сразу всему, развиваться во всех направлениях, в любой момент взяться за что-то новое и сразу зафиксировать результат.
Еще одна отличительная черта платформ 3.0 состоит в том, что они делают еще один шаг в сторону стирания границ между учеником и учителем: ведь учитель тоже ведет некий образовательный блог, использует тот же формат. Ученикам и учителям можно и нужно взаимодействовать на равных, прочерчивая свои собственные образовательные траектории. И еще: 3.0 предполагают необходимость рефлексии на тему прохождения каждого образовательного сюжета. Ты сходил – и что? Ты участвовал – и как? Что получилось, что нужно исправить? Обо всем этом каждый участник думает сам и фиксирует свои идеи.
А если в общем
Пример штата Вермонт повторяет известную нам мантру: персонализация обучения, попытка учитывать интересы конкретного ученика и его семьи, цифровизация, причем в идеальном раскладе уже не персональный компьютер, а мобильный телефон должен быть носителем твоей образовательной платформы и всех достижений. Большое внимание целеполаганию. Горизонтальное взаимодействие всех участников образовательного процесса – включая родителей.
Беглого взгляда на современную российскую систему образования достаточно, чтобы понять: в настоящий момент мы работаем над активным внедрением платформ 2.0. Возможно, через десять-двенадцать лет мы дойдем и до 3.0 – но интересно, что тогда придумают на родине Джона Дьюи и сможем ли мы когда-нибудь «догнать» идеологов мягкого, гибкого и проактивного обучения?