Школа без отстающих: благие намерения или реальные возможности?
Андрей Ильич Подольский, доктор психологических наук, профессор института образования НИУ ВШЭ.Можно сказать, что все наши выпускники являются сейчас в той или иной мере отстающими: минимум треть из них не обладают минимальными знаниями и навыками. При этом, в начальной школе дети демонстрируют отличные результаты, в средней школе постепенно проваливаются, а к выпускным экзаменам теряют и знания, и мотивацию к дальнейшей учебе. Помимо всего прочего это грозит и экономической катастрофой для всей страны.
А в чем исток проблемы? Наши дети не умеют решать нестандартные задачи, извлекать уроки из реальных кейсов, решать конфликты, взаимодействовать и общаться друг с другом. Чаще всего это список стандартных претензий школе — не так научили! — но, исходя из результатов масштабных психологических исследований, дело тут не в школе, а в общем крайне неудовлетворительном психоэмоциональном состоянии учащихся, которое, естественно, отражается и на школьных успехах и неуспехах.
С начала девяностых российские психологи проводят исследования психоэмоционального самочувствия российских школьников, выпускников, студентов вузов и ссузов. Подростки девяностых отличались высокой тревожностью, склонностью к депрессиям — но это никого не удивляло: в депрессии находилась, по сути, вся страна. Психологи ожидали, что со временем, когда социум придет к относительной стабильности, подростки тоже станут спокойнее, ситуация выправится. Но если сравнить средний уровень психологического неблагополучия подростков в середине 90-х, в конце 2000-х, в начале 2010-х — дети становятся только тревожнее и депрессивнее. У них достаточно высокий потенциал, но они в полной растерянности насчет того, как они собираются реализовать его в жизни, кем станут по жизни, что планируют делать, чтобы вырасти и жить счастливыми и спокойными?
Неумение и нежелание понимать свои сильные и слабые стороны, ставить цели и достигать их, влиять на внешние обстоятельства. Иными словами, даже двадцатилетние люди остаются безоружны против стандартных жизненных сложностей.«Классические проблемы наших детей начиная с девяностых — провальные дефекты самосознания и полная беспомощность».

По мнению Андрея Ильича Подольского, такими беспомощными наших детей делает не система образования, а отсутствие полноценных, ресурсных отношений с родителями. В доказательство этому профессор приводит пример: исследователями обнаружена корреляция между уровнем физического здоровья мамы и уровнем психоэмоционального благополучия ребенка: чем здоровее мама, тем более ребенок склонен к депрессии. Почему так? Слушатели предложили разные варианты ответов — например, у мамы много сил и она донимает ребенка кружками, секциями и спрашивает с него по полной программе. Или — здоровая мама много работает и не уделяет детям внимания. Для наших дней это актуальные сценарии, но, оказывается, речь шла о середине девяностых, когда здоровые мамы попросту отсутствовали, уезжая в шоп-туры и занимаясь стихийным малым бизнесом, а их дети-подростки оставались без поддержки.
Сегодня у подростков другие проблемы во взаимоотношениях с родителями: инструменталистский стиль воспитания, при котором ребенок воспринимается как объект, как инструмент для достижения родителями тех или иных целей. В отличие от авторитарного, этот стиль не поддается быстрой корректировке и оставляет глубокие следы. Кстати, опыт психологов показывает, что для подростков жесткость родителей не так опасна, как отсутствие единства их во мнении. Если мама ругает ребенка, то папа не должен хвалить за тот же поступок.
Итак, наши дети становятся отстающими по жизни, а не по успеваемости, и проблема кроется не только в детях, а и в родителях, и в учителях.
Наши дети — не умеют общаться со сверстниками, не имеют навыков саморегуляции, у них не развито моральное сознание, они не готовы поцизионировать себя в социуме и видеть связь между своими поступками и их последствиями.
Что делать? Не бояться давать подросткам для обсуждения жизненные ситуации, говорить с ними о том, как их решения повлияют на ход событий (поверьте, дети достаточно умны, чтобы понять, к чему ведут те или иные их поступки и решения). Тренировать коммуникативные компетенции — не под началом взрослого, а самостоятельно.
Наши родители — не понимают закономерностей развития и возрастных задач подростков, практикуют дисгармоничные стили воспитания, игнорируя подростковые цели и ценности.
Что делать? Пересмотреть формат общения на родительских собраниях: как и с детьми, с родителями стоит выстраивать горизонтальные связи, мотивировать их к разговору об их ребенке — похвалой, признанием их экспертами. Общайтесь индивидуально, доносите до родителей, что психоэмоциональное состояние ребенка влияет на школьные успехи и вообще жизненный успех, и что нужно вложить силы и ресурсы, чтобы дети стали увереннее и спокойнее, научились быть взрослыми.
Наши учителя — бывает, что тоже не до конца понимают подростков и не учитывают, насколько эмоциональное состояние педагога влияет на детей, не осознают ответственности перед детьми за свое поведение и состояние.
Что делать? Научиться признавать, что что-то пошло не так: видеть у себя признаки выгорания, фиксировать моменты потери контакта и доверия с учениками. Не бойтесь обращаться за помощью к психологам, консультироваться с ним, осваивайте практики релаксации. Бывает, что напряженность работы и издерганность заставляют нас быть нестабильными и терять навыки саморегуляции — на это тоже нужно обратить внимание.

• Эксперты № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет
• Педагоги-психологи и многодетные матери
• Авторы бестселлеров, проданных общим тиражом более 13 000 000 экземпляров
К решению стать педагогом меня подтолкнули воспоминания о моих собственных учителях — и о тех, кого я любила, и о тех, кого ненавидела. Я решила, что должна учить детей так, чтобы им хотелось учиться. Но первый же день в «реальном» классе стал для меня настоящим шоком. Я все спланировала, но оказалась совершенно не готова. Передо мной сидели 32 ученика: из них ключом била энергия, они имели свои желания и потребности и постоянно орали: «Кто украл мой карандаш?», «Отстань от меня!», «Заткнись, я хочу послушать учительницу!». К трем часам дня я была полностью обессилена. Дети выбежали из класса и рассыпались по улицам. Слава богу! Теперь за них отвечают родители. Я свой срок отбыла. Я откинулась на спинку кресла и уставилась на опустевшие парты. Что я сделала не так? Почему они меня не слушали? Что нужно сделать, чтобы достучаться до этих детей?