Психологическая подготовка детей к конкурсам: упражнения для профилактики нарушений эмоционального состояния
Статьи
Психология и педагогика
Психологическая подготовка детей к конкурсам: упражнения для профилактики нарушений эмоционального состояния
Хороших знаний недостаточно, если речь идет об олимпиаде или конкурсе. Важна еще и психологическая готовность. Как помочь школьнику подготовиться к испытанию не только предметно, но и эмоционально? Какие упражнения, техники и приемы выполнить, чтобы восстановить внутренние ресурсы ребенка и вернуть его в безопасное пространство?
30 июля 2020
Поделитесь в соц.сетях
Конкурс — это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. Это творческий процесс, который предполагает не только проверку уровня знаний участников. Это то мероприятие, где дети попадают в нестандартную обстановку. Поэтому так важна психологическая готовность ребенка. Уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, умение справляться со стрессовыми ситуациями — все это зачастую остается где-то в другом мире, и на олимпиаде ребенок теряется, испытывает страх и даже забывает то, что успел выучить. Задача педагогов — подготовить детей, чтобы они смогли достойно показать себя на соревнованиях. Так как же это сделать? Давайте разбираться.
Стрессогенные факторы:
мероприятие проходит в другом, чужом месте, где собираются незнакомые сверстники;
конкурс проводят и затем оценивают результаты незнакомые взрослые;
время, отводимое на решение заданий, ограничено;
на участника возлагается груз ответственности — защита чести учебного заведения — в связи с чем возможный проигрыш становится поражением не только самого участника мероприятия, но и всей школы, которую он представляет.
Все это может провоцировать тревогу и привести к дезорганизации ученика, к снижению концентрации внимания, работоспособности, растерянности. Из-за невозможности контролировать себя ученик может внезапно забыть все то, что знал.
Психологические характеристики участника конкурса:
высокий уровень самоорганизации, организации деятельности;
высокая и устойчивая работоспособность;
высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
Кстати, возможность высоких достижений в жизни обеспечивает эмоциональный интеллект — самомотивация, устойчивость к разочарованию, контроль над своим эмоциональным состоянием. Участие в конкурсах и олимпиадах помогает развить все эти качества.
Как конкурсы влияют на компетенции учеников?
стимулируют активность;
пробуждают инициативность;
способствуют самостоятельности;
обогащают эмоциональную жизнь;
способствуют формированию духовной культуры;
развивают толерантность;
открывают способность к саморазвитию;
развивают сотрудничество, коммуникацию с педагогами;
пробуждают интересы и способностей детей, творческую и социальную активности.
Опыт побед и поражений, который ученик приобретает, становясь участником конкурсов, помогает выстроить представление о собственных возможностях и самоутвердиться. Но уверенности в знаниях недостаточно — важно, чтобы ученик обладал психологической готовностью к участию в соревновательных и конкурсных мероприятиях.
Компоненты психологической готовности:
Поведенческий компонент — знание, что делать на конкурсном мероприятии, как готовиться.
Эмоциональный компонент — индивидуально-личностные особенности, отношение в конкурсу.
Когнитивный компонент — объём знаний студента, необходимый для участия в конкурсе.
Способность к саморегуляции — умения и навыки саморегуляции в период подготовки и участия в конкурсном мероприятии.
Социально-психологическая подготовка — важнейший этап, который нельзя пропускать, если школьник собирается принять участие в олимпиаде. Сверьтесь со своеобразным чек-листом психологической подготовки — все ли пункты про вашего ученика?
Ребенок, психологически готовый к участию в профессиональных конкурсах:
Уверен в своих силах.
Постоянно поддерживает позитивный настрой на успех.
Объективно оценивает свои способности.
Извлекает положительное из критики в свой адрес, в меру самокритичен.
Ценит и развивает в себе пунктуальность, обязательность, аккуратность.
Формирует вокруг себя интеллектуальную и творческую среду развития.
Ставит адекватные учебные задачи и поэтапно их решает.
Эффективно использует время, отведенное на подготовку к конкурсу.
Доводит начатое дело до конца.
Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1
Пособие предназначено для формирования и оценки креативного мышления, которое является частью функциональной грамотности и изучается в международном сравнительном исследовании PISA. Рекомендуется к использованию в обучающих целях педагогами на уроках и во внеурочной деятельности, а также администрацией школы для организации внутришкольного мониторинга по оценке функциональной грамотности учащихся 10-13 лет.
Психолого-педагогическое сопровождение учеников перед конкурсом
I этап. Выработка у детей позитивной мотивационной стратегии
Цель — выделение и осознание у учащихся мотивов участия в конкурсе и принятие их, как личностно значимых. Для определения ведущих мотивов участия ребят в конкурсах применяют следующие психодиагностические методики:
Психологическое интервью
Тест-опросник «Мотивация успеха и боязнь неудач» (автор А. А. Реан).
Опросник «Мотивы учебной деятельности».
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (автор Т. Элерс). Как правило, у учащихся определяется комплекс мотивов различной направленности:
Самореализация («Узнать, на что я способен», «Определить уровень моих знаний»).
Социальные мотивы («Быть лучше остальных. Стать гордостью школы», «Чтобы мною гордились родители», «Сохранить особое отношение учителя. Ведь он вложил в меня столько сил»).
Прогностические мотивы («Участие в конкурсе поможет при поступлении в вуз»).
Мотив направленности на успех или избегание неудач.
II этап. Формирование целей и осознание путей их реализации
Определение и осознание целей — «Что я хочу получить в результате участия в конкурсе?»
Обычно этот процесс происходит в ходе психологического тренинга (техника Психосинтез). Упражнения «Времена года моей души», «Волшебная лавка», «Стрела»
позволяют не только понять и принять свои цели как бы «изнутри», но и скорректировать мотивы боязни неудач, внести позитивную направленность и снять высокую тревожность ребят. Идеально, когда цели ученика и учителя совпадают и становятся общими.
Правило, которое нужно соблюдать при постановке цели:
«Цель должна быть сформулирована в позитиве. Сознание не принимает предлога «не». Говори, «что ты хочешь, а не то, чего не хочешь».
Можно привести такой пример: «Попробуйте представить себе человека, не падающего с 5 этажа. Это сложно. Гораздо проще представить человека, стоящего на 5 этаже». Так и цель. Скажешь: «Не хочу волноваться» — получишь противоположный результат. Скажешь: «Хочу быть спокойным» — получишь желаемый результат.
Работа с моделью GROW Дж. Уитмора
Цель: осознание и понимание своих стремлений, а также текущей ситуации и убеждений. Видение своих возможностей и ресурсов. Понимание действий, которые важно предпринять для достижения личных и профессиональных целей.
При помощи техники GROW мы можем провести работу сразу на двух этапах, выявив мотивы, цель и шаги, которые необходимо предпринять для достижения цели. Эту модель можно использовать не только для подготовки к конкурсам, но и для того чтобы помочь детям осознать свои возможности, ресурсы, свое сегодняшнее состояние.
Подготовьте карточки самостоятельно (например, в бесплатном онлайн-редакторе Canva), распечатайте их.
Сначала выявляем запрос ученика. Затем в открытом виде располагаем на столе 5 карт-слов из модели GROW:
GROW Goals — цель
GROW Reality — реальность
GROW Obstacles — препятствия
GROW Opportunities — возможности
GROW Wayforward — шаги
А после каждую карточку GROW накрываем одной картой из колоды ассоциативных карт (МАК-карты) рубашками вверх. Можно, например, взять ресурсную колоду «Из сундука прошлого».
Потом шаг за шагом ребенок переворачивает ассоциативные карточки и оставляет их лежать картинками вверх на тех же картах GROW, где они первоначально и располагались.
Попросите ребенка описать, что изображено на картинке. Что эта за метафора? Что она значит? Как это можно связать с целью*? Какая связь существует между изображением и словом, написанным на подложке?
*Так мы работаем с каждой карточкой: с целью, реальностью, препятствием, возможностями, шагами.
Смысл работы с МАК-картами заключается в том, что каждый человек увидит в изображениях свое и попытается истолковать смысл применимо к собственной ситуации.
Внимательно слушайте ребенка. Если вы услышите негативные самокритичные высказывания, спросите школьника, на основании каких фактов он делает такие суждения. Задача этого этапа — не скатиться в самокритику. Ребенку важно понять и осознать текущую ситуацию без эмоций, основываясь исключительно на фактах. Фиксируйте все, что говорит ребенок — это основной материал для вашей работы с ним.
III этап. Выделение задач и средств
Выделение задач и средств в достижении целей происходит непосредственно на занятиях учащегося с педагогом. Психолог на этом этапе проводит индивидуальные
консультации по запросам педагога и самого ученика.
Мотивы участия в олимпиадах (конкурсах) по А. И. Савенкову
Цель — выделение и активизация внутренних ресурсов и возможностей личности учащегося. Реализация цели происходит в ходе участия ребенка в психологическом тренинге личностного роста, через упражнения на самопознание и самоактуализацию
своего «Я». В арсенале педагогов-психологов имеются аналогичные программы тренингов.
Техника «Работа с гремлинами»
Цель: работа с ограничивающими убеждениями эмоционального характера.
Инвентарь: бумага А4, ручка.
В условиях сложных эмоциональных реакций детям сложно проявлять самоконтроль. К тому же, извне дети постоянно получают множество негативных установок и убеждений. Родители и учителя то и дело могут неосознанно закладывать ребенку негативные установки и страхи быть каким-то не таким. И так формируется фиксированное отношение ребенка к самому себе, к другим и к миру. И если взрослые люди способны фильтровать поступающую информацию и выставлять некую психологическую защиту к установкам и требованиям окружающих, то детям это делать в разы сложнее.
Ход работы:
Определите и сформулируйте ограничивающее (негативное) убеждение, которое мешает. Формирование ограничивающего убеждения (гремлина) по типу «я — дура», «я — неудачник», «я — трус» и т. д.
Ребенок визуально представляет образ гремлина слева от себя. Детально описывает, как он выглядит, во что одет, как пахнет, какая у него прическа, как себя ведет, опрятный или нет. Дает имя гремлину. Важно, чтобы школьник вжился в роль
своего гремлина, озвучил несколько фраз, отыграл. Важно нарисовать гремлина на бумаге.
Спрашиваем школьника: «Понимаешь ли ты, что это часть тебя? Хочешь ли быть таким?».
Узнаем: «А каким ты хочешь быть?». Ребенок визуализирует справа от себя положительного гремлина, детально его описывает и дает ему имя, рисует его.
Максимально вживается в его роль.
Обращаемся к школьнику: «Теперь посмотри направо и налево, каким ты хочешь быть?» Почему для тебя важно быть таким? Если человек выбирает негативный образ гремлина, ищем вторичные выгоды и работаем над ними.
Прописываем вместе: «Какие три простые действия можно сделать в ближайшее время, чтобы стать таким?»
V этап. Научная организация труда
«Нет плохих и хороших детей. Чтобы выяснить причины проблем школьника, нужно начать с семьи. На этом этапе очень важно, чтобы родители понимали, как детям тяжело дается участие в конкурсах. Важно, чтобы родители осознавали, что реализовывать через ребенка свои несбывшиеся желания — неверный путь».
Цель — обучить школьников наиболее продуктивному способу научной организации труда, снять тревожность и провести профилактику «эмоционального выгорания» перед конкурсом.
Этап делится на шаги:
Проведение тестирования «Как ты готовишься к занятиям», «Организованный ли ты человек», «Совы и жаворонки». Тесты помогают определить сильные и слабые стороны учеников.
Лекции на темы: «Как работать с учебной и научной литературой», «Составление конспекта», «Организуй свое время», «День накануне олимпиады». Информация поможет распределить время, средства и силы, избавиться от перегрузок.
Тренинговые занятия с целью снятия тревожности перед конкурсом, нормализация эмоционального состояния учащихся. Занятия включают в себя упражнения на самопрезентацию, повышение уверенности в себе, элементы самовнушения и релаксации.
Техника «Поверь в себя»
Цель: снять эмоциональное напряжение, осознать, из чего складывается ощущение веры в себя, определить шаги по развитию уверенности.
Инвентарь: колоды «Диксит», «Эмоции судьбы», любые ресурсные колоды.
На листочке А4 рисуем шкалу, на левом краю отмечаем 1, на правом — 10.
Просим ребенка описать чувство веры в себя, когда они на 10 баллов из возможных 10-ти.
— Как это для тебя?
— Что происходит в этих 10 баллах?
— Как ты понимаешь, что это именно 10?
Записывайте все, что говорит школьник о своем состоянии уверенности, когда оно на 10.
Насколько баллов он может оценить свою уверенность в себе на данный момент?
— Какая это цифра по шкале?
— Что происходит на этой цифре с состоянием уверенности?
Попросите ребенка вытянуть карту, соответствующую его уверенности. Расспросите школьника, что он видит на картинке, какие ассоциации она у него вызывает.
Дальше поднимайтесь по шкале — от состояния сейчас до 10-ти. Пусть ребенок определит на каждом этапе свое состояние. Что изменяется? Почему растет уверенность? Что для этого нужно сделать?
Попросите ребенка озвучить и записать 3-5 пунктов плана для развития уверенности и поделиться выводами после упражнения.
Общие вопросы, которые можно использовать для определения состояния ребенка
Что происходит на картинке (опиши, что конкретно ты видишь — предметы, людей, животных, элементы природы и природных явлений).
Что ты чувствуешь? (важно, чтобы это были именно чувства, а не мысли).
Что, по твоему мнению, сейчас происходит на картинке? Что на картинке привлекло твое внимание больше всего? почему?
Если на картинке изображен человек — кто он? О чём он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Если этот человек — твоя внутренняя часть, то какая? Что эта часть твоей личности хочет до тебя донести? Какова ее точка зрения на проблему?
Если на картинке изображено взаимодействие людей — кто из этих людей ты? Кто остальные изображённые люди? Что происходит? Каким будет развитие событий?
Если на картинке изображён пейзаж — где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведёт? Что происходит за границами видимого на картинке?
Если на картинке имеются различные предметы — для чего они служат? Как бы ты мог их применить в контексте выбранной темы? Где в твоей жизни есть место для таких вещей?
Техника простукивания
Цель: путем стимулирования определенных энергетических точек восстановить нормальное функционирование энергетической системы.
Техника простукивания работает с любым видом эмоционального стресса — это тревога, страхи, вина, все виды зависимостей, ограничивающие убеждения, которые не дают людям создать успешную процветающую жизнь, а также — физическая боль и болезни. Любая проблема, которая имеет эмоциональную основу, может быть исцелена с помощью этого метода.
Этапы выполнения:
Займите положение сидя, не скрещивайте ноги и руки. Позаботьтесь о том, чтобы вас никто не беспокоил, не отвлекал.
Определитесь с основной проблемой.
Оцените по 10-бальной шкале степень интенсивности неприятных эмоций, когда вы
думаете об этой проблеме. Нам важно знать, где мы находимся, с чего начинаем.
Выпишите все аспекты проблемы: ощущения, эмоции, мысли, обстоятельства, причины, людей, и если есть впечатление, что что-то скрывается за этой проблемой.
После этого вы начинаете простукивание по кругу с точки каратиста (не менее 4 раз) и одновременно проговариваете фразы, которые напоминают о самой проблеме, о негативной ситуации, которые её описывают.
1-й круг
Точка «Каратиста» — на ребре любой ладони, на уровне на 1.5 см ниже основания мизинца. (ею каратисты бьют по кирпичам).
Постучать 4 −7 на брови, 1 раз говоря проблему в виде: «Несмотря на то, что у меня есть страх участвовать в конкурсе, я глубоко и полностью люблю и принимаю себя».
Постучать 4-7 раз по точке сбоку глаза, 1 раз говоря проблему.
Постучать 4-7 раз по точке внизу глаза, 1 раз говоря проблему.
Постучать 4-7 раз по точке над губами под носом (ямочка), 1 раз говоря проблему.
Постучать 5-9 раз по точке под нижней губой — выемка между губой и подбородком, 1 раз говоря проблему.
Точка — начало ключицы 4-7 раз простучим, 1 раз проговорим проблему
Точка сбоку тела, там, где у женщин проходит бюстгальтер.
2-й круг
А теперь продолжайте простукивание по кругу, начиная с точки каратиста и просто
говорите о том, что вы чувствуете, на каждой новой фразе передвигаясь на следующую точку.
N-й круг
Простучать каждую точку, произнося фразу «Даже если мне никак не удается преодолеть эту проблему, не важно, по какой причине,я люблю себя и принимаю полностью таким, каков я есть» или же «Даже если я не верю, что этот метод может разрешить мою проблему, я принимаю себя таким каков я есть».
Сделайте несколько раундов, простучите несколько кругов. Первый круг — принятие себя таким какой есть. Второй круг — мысли, эмоции, воображение, которые приходят.
Третий круг — причины и все источники этой проблемы.
N-й круг — завершающая фраза.
Екимова Анна Николаевна
Педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Бологое, Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
Поделитесь в соц.сетях
Сказать спасибо автору
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту