Переоценка ценностей, контролирующие родители и мир, готовый поощрять: тренды современной педагогики
Статья создана по материалам онлайн-конференции «Цифра: инвестиции в педагога», проходившей 5 апреля 2018 г. в Сколково.Переоценка ценностей и новый подход к задачам педагога
Российская школа требует перемен, однако реформы и новые стандарты не всегда позволяют школе стать адекватной веяниям времени. Вероятно, дело в том, что мы начинаем не с того: прежде чем менять систему, стоит обратиться к личности учителя, погрузиться на уровень ценностей и смыслов.
Что должно измениться в деятельности педагога и его отношении к работе, чтобы ситуация в образовании действительно коренным образом изменилась?
- Отказаться от привычной идеи обучения. Мы всегда относились к образованию как к накоплению знаний и освоению умений. Лозунг образования XX века – учение для жизни. Но сегодня мы просто не представляем, в каком мире будут жить наши ученики. Давайте признаем, что мы не сможем дать детям образование, которое точно будет востребовано в их будущей жизни.
- Определить новые цели образования. Научить учиться и привить любовь к познанию – вот то, что может сделать современный учитель для своих учеников. Однако информация сейчас слишком доступна, вернуть ценность знаний может только увлекательный процесс обучения. Следовательно, нам нужно сменить фокус зрения с результата на процесс: продумать ситуации успеха, научиться отвечать на реальный запрос ученика.
«Если вдуматься, мы сидим за партой примерно треть своей жизни. Это слишком долго, чтобы не получать от школы удовольствия».
- Назначить опыт главным результатом обучения. Не знания, не умения, а именно личный опыт – социального и иного взаимодействия, самооценки, ответственности и т.д. Даже если пришлось работать без компьютера, даже если не хватило времени, если твой партнер слабее или ему лень – все это тоже источник опыта и образовательный ресурс.
- Изменить смысл оценивания результатов.Цифра от трех до пяти, поставленная в дневнике,для ребенка ни о чем не говорит. Это не более чем попытка сравнить его работу с образцом. Ключевой смысл оценивания для ребенка – в мотивации к дальнейшей деятельности. Поэтому, например, развернутый комментарий в ответ на сочинение, вопрос, приглашение к спору – в разы ценнее отметки.
- Не забыть о своей великой роли. Да, сейчас статус педагога размыт, но во все времена учитель остается важным человеком для ребенка, источником поведенческих моделей и партнером, дающим бесценное личное взаимодействие.
Олег Федоров, руководитель образовательной программы «Педагогическое образование», НИУ ВШЭ
Контролирующие родители
«Время «детей с ключом на шее» уходит в прошлое. Современные родители являются активными участниками школьной жизни, и чаще всего их роль сводится к контролю. Занятно, что родители часто предпочитают контролировать не столько детей, сколько школу».
- «Очень удобный родитель» – мало контролирует школу и много контролирует детей. Он действительно помогает школе, хотя дети, возможно, при этом теряют часть личной свободы.
- «Очень неудобный родитель» – мало контролирует детей, зато постоянно мониторит и контролирует деятельность школы. Это бич каждого учителя.
- «Родитель-деспот» – контролирует всё. Сложная история, хотя можно направить силы такого родителя в полезное русло.
- «Родитель-легенда» – крайне редкий, вымирающий тип, который не контролирует ни детей, ни школу. Единственный минус в том, что его приходится уговорить, например, заглянуть в электронный дневник или проверить у ребенка наличие нужных книг в портфеле.
Строго говоря, тенденция к контролю исходит не от самих родителей: современное общество само приглашает их контролировать жизнь ребенка. Мир вокруг небезопасен, учебная программа сложна, школа – открытая система. Так школа становится личным делом не ребенка, а подчас всей его семьи.
Посмотрим на вещи с утилитарной точки зрения: если родитель контролирует, значит, у него есть ресурс – время, силы, желание. Этот ресурс надо уметь задействовать: просить о помощи, рассказывать, вовлекать в совместную работу класса.
А что же дети? Очевидно, что вместе с комфортом и безопасностью они получают и неприятный бонус: отсутствие личной свободы. Здесь помогают альтернативные социальные площадки, куда родительский контроль не «дотягивается». Клубы, неформальные группы, факультативы, разные места, которые позволяют детям справляться самостоятельно с некоторыми задачами, не вовлекая родителей. Будет здорово, если учителя по мере возможностей помогут детям найти себе подобные площадки.
Татьяна Дымова, семейный и подростковый психолог
Открытый мир, готовый поощрять
«В век Интернета и высоких технологий сложно отказаться от соблазна поделиться со всем миром своими достижениями – а образованию такая открытость только на пользу. К счастью, есть доступные и удобные площадки, которые позволяют каждому ребенку познакомить школьников со всего мира с достижениями своей деятельности».
Одна из таких площадок – GlobalLab. Это и банк учебных проектов, которые можно реализовать самостоятельно и вместе с любым ребенком, подключенным к системе, и обучающая площадка, и архив уже реализованных ярких учебных проектов.
Каждый ребенок, который что-то придумал или изобрел, провел исследование, прочитал и осмыслил, может простым нажатием кнопки отправить свои результаты в другие школы, не только российские, и получить колоссальную обратную связь. GlobalLab доказывает, что учиться вместе – интереснее и продуктивнее. Давайте не будем замыкаться в своем классе, откроемся для широкого мира: это сделает нас и критичнее к себе, и увереннее, и компетентнее.
Яна Злачевская, ведущий тьютор Globallab
Читайте также: