Как обучить школьника функциональной грамотности? Осмысленное чтение и навыки ведения диалога
Согласно официальной позиции министерства образования РФ, функциональная грамотность — главный планируемый результат обучения в начальной школе для каждого учащегося. Причем понимать функциональную грамотность следует не как процесс овладения знаниями и умениями, а как совокупность достижений, которыми ребёнок обладает, может пользоваться и применять в жизни.
Критерии функционально грамотной личности. Какими качествами должен обладать 10-летний ребенок?
- Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
- Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
- Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
- Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
А теперь сопоставим это с основной образовательной программой, зададим себе вопрос: решаем ли мы эти задачи? Прежде всего — запомним: Во-первых, функциональная грамотность — это планируемый результат решительно для каждого ученика. Нам предстоит развивать в каждом ребенке следующие умения: добывать и применять знания, оценивать ситуацию, заниматься самообразованием. Во-вторых, предметные знания не являются для нас приоритетным результатом: это только средства развития ребенка. В-третьих, акцентировать внимание следует на интегративных компонентах функциональной грамотности, то есть читательской, коммуникативной, информационной и языковой грамотности.
Читательская грамотность
Здесь самый важный компонент — потребность в чтении, как путь к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. У современных школьников истинная потребность в чтении не формируется, поэтому к старшей школе показатели читательской грамотности начинают «западать».
- Разные тексты — разные методики. Используйте разные приемы при обучении чтению художественной литературы и информационного текста. Читайте разные тексты — от стихов до инструкций.
- Ключ ко всему — осознанность чтения. Порой мы сами создаем проблемы читательской грамотности, на этапе обучения сводя чтение к декодированию, озвучиванию видимого набора букв. Читать — значит всегда извлекать смысл.
- Чтение — на всех уроках. Не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность. Это интегративный компонент, за него в ответе все предметы, весь учебный процесс.
- Разговор перед чтением. Вступительное слово учителя, ввод в ситуацию последующего чтения. Что мы будем делать, зачем будем его читать, почему именно этот? Создаем необходимость читать.
- Постановка учебной задачи до чтения. Во многих учебниках такого нет: просто дается задача прочитать. Не нужно давать задачу «просто так», имеет смысл сразу грамотно построить учебную ситуацию — тогда дети после чтения точно смогут ответить на заранее обозначенный вопрос.
Коммуникативная грамотность
Это не просто личностный результат обучения, а типичное универсальное учебное действие, метапредметный результат. И здесь самое главное — развить у ребёнка умение вести диалог.
- Беседа и диалог — не вполне синонимы. Если учитель на уроке беседует с одним учеником, забыв о других — это беседа, но никак не учебный диалог.
- В основе диалога всегда лежит проблема. Сложный вопрос, спорная идея, короче говоря — небольшая провокация, вот с чего начинается учебный диалог.
- Этическая и языковая норма. От ученика в ходе диалога требуется соблюдать ряд этических норм: искренность, правдивость, уважение к собеседникам, уступчивость. Требования с языковой стороны — верно выбранный стиль, правильность речи, убедительность и аргументированность.
- Диалог — это навык, который нужно тренировать. Научите детей слышать собеседника, «цепляться» за его реплику, связывать одну идею с другой. Используйте диалоговые игры на речевых разминках, осваивайте ключевые приемы — противопоставления, уточнения.
- Нужны разные точки зрения. Если дети единодушны, предложите им просто так сформулировать и неправильную точку зрения: должна возникнуть дискуссия, возникнуть полярность. Учите детей сближать мнения, искать общее в разных позициях. Эта логика уведет нас от постоянной ошибки, когда учитель задает вопросы, вызывает детей для ответа, и кто-то из них оказывается «прав» и «молодец», а другие остаются наедине со своими мнениями.
Золотое правило учебного диалога
- Никаких оценочных суждений во время диалога! Не допускайте ни похвал, ни обвинений. Даже на вопрос, сколько будет дважды два, дети имеют право выдавать разные ответы — во имя построения адекватного учебного диалога.
- Дайте детям право на ошибку. Искренность в диалоге возможна только в том случае, если участники не боятся наказания или порицания.
- Будьте на равных. Не употребляйте слова «не знаешь», «не думаешь», «неправильно», «подумай еще», «послушай умных» и так далее.
- Дайте каждому шанс исправить ошибку, помогите найти ее причину, вместо обличения.
- У всех есть право на собственное мнение. Даже у вас! Даже у последнего двоечника! Если нужно единое мнение, сделайте так, чтобы руками одноклассников подвести класс к правильному выводу — но не более того.
Полезно удерживать пропорцию диалога и монолога на уроке: увы, монолог в настоящее время уходит из нашей урочной практики. Чтобы научить детей составлять рассказ-инструкцию, комментировать решение задачи, вести монологическую речь, полезнее пошагово пройти путь создания монолога вместе с детьми, вместо того чтобы дать готовый образец.
Наталья Фёдоровна Виноградова:
Класс должен работать не после вас, а вместе с вами. Это очень существенно!
Важно! Иногда ученик сталкивается с необходимостью писать тексты разного жанра (повествование, рассуждение, описание) раньше, чем с необходимостью составлять устные тексты. Проще начинать с тренировки монологической речи, а от нее перейти к письму гораздо проще.