«Окна» и «силуэты»: плакаты Великой Отечественной войны
Плакатное искусство было известно еще во времена античности. Но полностью раскрыться жанру удалось лишь две тысячи лет спустя. О содержании и задачах плакатов Великой Отечественной – в свежем материале ко Дню Победы.
«Не болтай!» (Нина Ватолина, Николай Денисов, 1941 г.)
Первые месяцы войны полностью изменили привычную жизнь советских граждан. Людям, находившимся в тылу и на фронте, приходилось адаптироваться к военным условиям. Даже незначительные разговоры могли стать оружием в руках врага и привести к самым тяжелым последствиям. Этот сюжет стремились изобразить на своем листе художники — супруги Нина Ватолина и Николай Денисов.
Плакат «Не болтай!» стал одним из наиболее известных и тиражируемых в Советском Союзе. Центральное место здесь занимает силуэт женщины, призывающей советских граждан соблюдать бдительность. Сосредоточенный взгляд и резкие черты лица персонажа сопровождаются поднесенным к плотно сомкнутым губам пальцем — жест, понятный каждому с самого детства. Иллюстрация при этом дополняется органично вписывающимся в содержание плаката призывом.
Идейной основой плаката, равно как и целого ряда других произведений, стали стихи Самуила Маршака. И хотя строки советского поэта получили в структуре листа скорее соподчиненную роль, их значение скрытно подчеркивалось выбранным для него художниками местом.
«Наши силы неисчислимы» (Виктор Корецкий, 1941 г.)
Плакат художника Виктора Корецкого представляет собой соединение различных сюжетов, выполненных методом «фотомонтажа». На переднем плане можно увидеть мужчину со вскинутой вверх рукой, держащей винтовку — традиционный образ защитника родины, призывающего к борьбе с врагом. На фоне героя листа изображен памятник работы Ивана Мартоса. Выбор был сделан неслучайно: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский заняли важное место в исторической памяти советского народа, как символы единства и освобождения. Содержание плаката дополняется также рабочими, выступающими целым фронтом против врага.
«Наши силы неисчислимы» — слова, сказанные Иосифом Сталиным, были направлены на демонстрацию неиссякаемой мощи советской страны. В то же время выделенная художником цитата подчеркивала еще один сюжет плаката — единство народов СССР. Единство это подкреплялось не только преемственностью поколений, но и общим делом защиты достижений Октября. Выступление рабочих происходило на фоне развевавшегося Красного знамени — важнейшего символа советской эпохи.
«Убрать урожай до единого зерна» (Татьяна Еремина, 1941 г.)
Категория «тыловых» плакатов была одной из самых распространенных в годы Великой Отечественной войны. Тема борьбы с врагом здесь обычно сводилась к минимуму. Принципиальное внимание художники уделяли тому, чем жители страны могли помочь Красной Армии на фронте. Ответ лежал в названии листа Татьяны Ереминой: «Убрать урожай до единого зерна!».
Предложенная художником структура позволяет обозначить плакат как «окно». Иллюстрации и тексту отводятся здесь строго определенные места. Создается впечатление, что сбор урожая происходит прямо за «окном», роль которого исполняет плакат. При этом иллюстрация и текст максимально подчеркивают друг друга, воспроизводя один и тот же сюжет.
Три поколения советских людей участвуют в сборе урожая. Девочка-пионер и бабушка вяжут колосья. Сильная и умудренная жизнью женщина приносит им очередную стопку. Вокруг персонажей расстилается бескрайнее пшеничное поле. Долг женщин — собрать все до единого зерна. Ведь в тылу не осталось мужчин — все они отправились на борьбу с врагом.
«Восстановим!» (Аркадий Пластов, 1944 г.)
Освобождение территорий СССР ставило перед жителями страны новые задачи. «Восстановим!» — еще один яркий пример агитационного плаката. В отличие от предыдущего листа, его автор стремился дать зрителю более четкий ориентир: нужно было восстанавливать жилые дома, колхозные постройки, культурные учреждения. Поставленная задача оказывалась важнейшей.
Творчество Аркадия Пластова направлено на изображение не только красоты русской деревни, но и безграничной силы ее жителей. Закатывая рукава, житель села готовится восстановить все, что было разрушено врагом. Невольно кажется, что сам Лев Толстой вооружается инструментами для постройки нового дома. Солдаты в помощь сельчанину проводят в деревне свет. Жизнь постепенно возвращается в мирное русло.
«Так оно и будет» (Виктор Иванов, 1945 г.)
Плакат Виктора Иванова, опубликованный в 1945 году, был призван констатировать неизбежное: крах гитлеровской Германии и победу антигитлеровской коалиции. Тяжелый крест с пробитой немецкой каской пронзил крышу рейхстага — одного из главных символов противника Красной Армии.
Главный герой плаката — обычный боец. Он еще молод, но за его плечами был долгий и сложный путь. На груди можно увидеть медаль «За оборону Москвы». Еще в 41-м боец бился с немцами под столицей. Можно лишь догадываться, сколько еще битв и сражений ему удалось пережить. В руках у бойца весточка, полученная от родных. Устремив взгляд прочь от противника, герой смотрит в сторону дома. Приближается знаменательный день — 9 мая.