Что мешает нам быть убедительными? Советы педагогам
Выступать перед публикой — один из важнейших навыков для любого педагога: нужно уметь объяснить урок, удерживая внимание аудитории в течение как минимум 45 минут и при этом показывая ученикам пример красивой, правильной речи. Если в настоящий момент повседневные дела не пускают вас на полноценные курсы ораторского мастерства, вам поможет мастер-класс телеведущего и автора книги об ораторстве и ораторском мастерстве Леонида Смехова.Как сделать так, чтобы голос не дрожал во время уроков?
Во-первых, откроем простой секрет ораторского мастерства: чтобы звучать убедительно, нужно быть уверенным в том, что говоришь. Это особенно важно, если на уроках вам приходится не только излагать факты, но и доказывать неочевидные, спорные позиции. Чтобы голос звучал уверенно, лучше сразу предупредить учеников, когда вы говорите о мнениях, а не фактах.
Во-вторых, как ни банально, ваша речь звучит лучше, когда вам интересно то, о чем вы говорите. Постарайтесь сделать так, чтобы слова не звучали заученно и устало, чтобы вы сами получали удовольствие от того, что описываете и объясняете.
И наконец, ораторство — частая практика для учителя, поэтому голос может дрожать просто потому что устает голосовой аппарат. Чтобы привести его в норму, нужно во время выступления меньше напрягать связки.
Какой темп речи оптимален для ведения уроков?
Конечно, академический час чрезвычайно короток и хочется успеть за 45 минут рассказать обо всем, но, если вы говорите слишком быстро, ученики не смогут воспринять всю переданную вами информацию. Оптимальный темп речи — примерно 120 слов в минуту. Чтобы проверить, укладываетесь ли вы в эту частоту, воспользуйтесь простым приемом:
Возьмите небольшой отрывок любого связного текста, поместите его в текстовый редактор и читайте в течение одной минуты с секундомером. Затем при помощи статистики определите, сколько слов «поместилось» в минуту вашего чтения.
Не забывайте о паузах. Пауза — лучший друг оратора: она дает возможность вам собраться с мыслями, а слушателям — воспринять и обдумать то, что вы только что сказали. Чтобы научиться делать правильную паузу, не слишком короткую и не «зависающую», снова возьмите секундомер. Оптимальная длительность паузы — 2-3 секунды.
Как отрегулировать интонацию?
Часто люди быстро устают и перестают нас слушать только потому, что им мешает наша манера интонировать. Беда в том, что мы не слышим собственной интонации, как не чувствуем запаха собственной кожи. У многих ораторов с годами возникает привычка говорить как будто с раздражением: все интонации восходящие, словно вы не утверждаете, а задаете вопросы. Для аудитории это звучит так, словно вы то и дело обрываете мысль: это звучит неубедительно и не слишком весомо. Не бойтесь нисходящих интонаций, смело ставьте точку в конце фразы.
Как убедиться, что вы говорите достаточно громко?
С одной стороны, громкий голос — профессиональная особенность учителя: ведь нам приходится выступать перед шумной аудиторией, перекрикивать, привлекать к себе внимание. С другой стороны, нередко учителя «громыхают»: по привычке говорят слишком громко, и это мешает ученикам воспринимать информацию.
Громкость вашего голоса должна быть адекватна помещению, в котором вы выступаете. Во время урока сделайте небольшую паузу и прислушайтесь: вы говорите достаточно громко, если слышите слабое эхо своего голоса, отраженного от стен помещения. Если ваш голос не отражается — вы говорите слишком тихо; если эхо вашего голоса звучит громко и назойливо, вы говорите слишком громко.
Повышайте и понижайте голос только по необходимости! Частая смена громкости отвлекает от сути выступления.
Как избавиться от речевых паразитов?
Этих паразитов великое множество: звуки («эээ», «ммм», «ааа» и так далее); слова («так сказать», «ну», «таким образом», «итак»...), а еще — привычка совершать во время выступления мелкие движения, почесываться, потирать руки и т.д.. Все эти привычки сигналят о том, что вы говорите слишком быстро и не успеваете за собственной мыслью. При помощи звуков, лишних слов и движений вы стараетесь выкроить себе секундочку, чтобы подумать. На самом деле дурные привычки не помогут вам быстро собраться с мыслями. Вместо них используйте следующие приемы:
-
Сделайте паузу. Можно даже чуть длиннее, чем 3 секунды.
-
Говорите медленно. Как только поймете, что ваши мысли не успевают за речью, постепенно понижайте темп, пока вам не станет удобно.
-
Сделайте большое движение. Если вы сидите — встаньте, если стоите — повернитесь или сделайте пару шагов. Такие движения активируют симпатическую нервную систему и заставляют мозг работать эффективнее.
- Конфликт между учителем и учеником: кто прав?
- Что нужно знать учителю в XXI веке? Восемь практических советов
- Имеет ли право учитель собирать телефоны учеников перед уроком?
- Образование в поисках «третьего учителя»
- 10 советов молодым учителям
Как жестикулировать, чтобы не выглядеть смешно, и каких поз следует избегать?
Каждый, кто читал хотя бы одну книгу по ораторскому мастерству, знает: открытые позы и жесты работают лучше закрытых. Иногда есть риск обобщить: чтобы расположить к себе слушателей, нужно поактивнее жестикулировать, а если слушатели сидят нога на ногу и скрестив руки — значит, вам не удалось удержать их внимание. Все не так просто: иногда люди сидят в закрытых позах просто потому что им так удобно. А ваша активная жестикуляция может не только привлекать внимание, но и отвлекать от темы вашего сообщения. Леонид Смехов советует следовать простым правилам:
-
Один жест выразительнее многих. Если жестом вы хотите достичь большого эффекта, пусть до и после него будет больше статики.
-
Если оратор сидит, ему необходимо разнообразить свою статичную позу жестами. Если стоит или прохаживается — лучше не мельтешить и не делать лишних движений: вы и так достаточно динамичны.
Как сделать так, чтобы на уроке действительно велся диалог?
Иногда нам кажется: если будем задавать вопросы и обращаться к слушателям, то диалог возникнет сам собой. На самом деле, чтобы диалог между лектором и слушателями появился, необходимо соблюдать еще как минимум три правила:
-
Смотрите на людей. Лучше всего не выбирать одного слушателя и останавливать взгляд на нем, а переводить взгляд из одного конца аудитории в другой. Взгляд поверх голов — не самое удачное решение: может возникнуть впечатление, что вы смотрите не на людей, а за их спины.
-
Правильно интонируйте. Ведь можно произносить вопросительные предложения с утвердительной интонацией — тогда никто не воспримет их как вопросы.
-
Слушайте слушателей. Если ваши ученики заскучали — оживите общение: слегка измените темп и громкость речи, привлеките их внимание при помощи любого доступного вам приема.
И еще один универсальный совет: расслабьтесь. Расслабленный оратор излучает уверенность. Напряжение перед уроком можно снимать при помощи дыхательных упражнений. Еще один секрет уверенности — хорошо структурированная речь, логика и продуманный план повествования. Если вы в материале — вы будете говорить блестяще, а если вы учитель — то вы точно владеете материалом. Поэтому у вас точно все получится! Удачи!
#ADVERTISING_INSERT#