Образование в поисках «третьего учителя»
На международной конференции по технологиям в сфере образования EdCrunch корпорация «Российский учебник» рассказала об исследовании, проведенном совместно с Московским городским педагогическим университетом, при аналитической поддержке Всемирного банка: «Современная образовательная среда». Эксперты разных сфер экономики рассмотрели возможности и перспективы «третьего учителя».Что значит «образовательная среда»?
«Третьим учителем» (третьим после родителей и самих педагогов) образовательную среду назвал известный итальянский педагог Лорис Малагуцци. До недавнего времени четкого определения образовательной среды не существовало. Участники образовательного процесса — учителя, родители, дети, государственные инстанции — все понимают это явление по-разному. Поэтому одной из главных задач проекта стала формулировка определения понятия «современная образовательная среда». Также в процессе исследования были выявлены критерии современной образовательной среды, состоялся поиск лучших мировых примеров ее организации. На основе примеров — разработка рекомендаций для массовой школы, поиск механизмов внедрения и применения лучших практик на территории РФ.
Были даны следующие определения:
Образовательная среда — это количество содержательных коммуникаций, в которые вовлечен ребенок в течение дня. Качество определяется плотностью взаимодействия с разными держателями образовательного контента. Повысить качество среды – означает увеличить количество возможностей для разных образовательных коммуникаций.
Образовательная среда — это все, что окружает ребенка и способно мотивировать на получение образовательных результатов (школа, интернет, город, поселок и прочее).
Современная среда — та, которая формирует человека будущего (через 10 лет). Она должна предлагать возможности взаимодействия с самыми передовыми технологиями, достижениями архитектуры, философии, образа жизни.
В экспертном понимании современная образовательная среда включает архитектуру здания, предметно-пространственную организацию, цифровые технологии, оборудование, навигацию, методическую оснащенность, подготовку педагогов и социокультурные ресурсы (района, города, страны, мира). Переход от модели «учитель-ученик» к развитию компетенций требует новых внешних решений, и обучающее воздействие на ребенка становится распределенным.
Требования к современной образовательной среде
-
Физическое пространство: доступность, трансформируемость, насыщенность оборудованием, персонализация, безопасность, возрастосообразность.
-
Взаимодействие участников: партиципативность, коллаборативность, безопасность.
-
Цифровая среда: доступность (повсеместность), информационная насыщенность, безопасность.
-
Структура образовательной программы: гибкость, интегративность (кластерность), индивидуализация.
Согласно новому курсу реформ в российском образовании, каждый из этих компонентов должен быть конкурентоспособен на международном уровне. Эксперты обозначили барьеры, препятствующие созданию образовательной среды в инновационном виде: нормативные барьеры (в первую очередь, СанПиНы и пожарные нормы), культурные (традиции классно-урочной системы) и личностные (консерватизм и закрытость педагогов). Результат формирования новой образовательной среды будет зависеть от того, как выстроятся отношения между участниками процесса.
Читайте ещё:
- Наставничество в школе: работа с подростками
- Конфликт между учителем и учеником: кто прав?
- Правовой статус педагогических работников
- Виртуальная реальность для трансформации учения и обучения
- Особенности работы учителя начальных классов в 2018/2019 учебном году
Перспективы развития образовательной среды в наших реалиях
Результаты исследования корпорации «Российский учебник», Московского городского педагогического университета и Всемирного банка были опубликованы в издании «Коммерсант. Наука». Работа будет продолжена в контексте связи среды и образовательных результатов. Уже сейчас благодаря британскому исследованию известно, что образовательная среда способна повысить успешность школьника на 15%.
Стало очевидно, что есть необходимость в популяризации понятия «современная образовательная среда» и в общественном обсуждении предложенных критериев и показателей. Кроме того, нужно просвещать педагогические коллективы в вопросах создания современной образовательной среды и работы в ней. Немаловажно учитывать разные исходные условия при разработке комплексной модели среды.
Существует мнение, что школьное обучение в привычной форме может стать невостребованным, поскольку его основные функции передачи знаний и коммуникации уже восполняют интернет-ресурсы. Школа должна быть для ученика местом, куда он действительно хочет приходить, а для этого необходимо создать такую атмосферу, в которой будет комфортно, ярко и интересно. Чтобы трансформация была проведена должным образом, нужны новые исследования и составление четкой картины того, что собой представляет среда в современных российских школах: городских, сельских, авторских.
#ADVERTISING_INSERT#