Использование электронных образовательных ресурсов на уроке информатики: основные принципы и преимущества
Информатика — предмет, преподавание которого крайне сложно себе представить без применения информационно-коммуникационных технологий. Однако не всегда ученикам интересно осваивать методы использования стандартных ИКТ, так как они не адаптированы для детского возраста и не всегда работа с ними бывает достаточно увлекательна. Электронные образовательные ресурсы разработаны специально для школьников, с учетом их возрастных особенностей, они способны привлечь внимание детей к информатике и существенно облегчить процесс организации образовательного процесса.Сегодня информатика, наряду с математикой и русским языком, стала одним из главных по значимости школьных предметов. Активное применение учителями информатики электронных форм учебников (ЭФУ) позволяет ученикам максимально эффективно использовать время на уроках и легче осваивать предмет. Чтобы применение ЭОР принесло максимум пользы, полезно последовать следующим советам от наших экспертов.
Проведите первое знакомство с электронным учебником. У современных ЭОР очень удобный и понятный интерфейс, и все равно, прежде чем начать осваивать тонкости использования ИКТ, школьникам будет полезно, в качестве первого несложного урока, хорошенько изучить возможности электронного учебника. Можно самостоятельно путешествовать по оглавлению и нажимать на кнопки, а еще лучше — открыть и внимательно прочитать инструкцию. Вот так, например, выглядит инструкция по использованию электронного учебника по информатике и ИКТ для 9 класса, автор — Ю.А. Быкадоров:
Все возможности электронного учебного издания описываются подробно и понятно: даже те ученики, которые раньше мало имели дела с компьютерными технологиями, почувствуют, что информатика им по силам.
Используйте все возможности навигации по электронному изданию. Поскольку на уроке информатики мы говорим о передовых информационных технологиях, электронный учебник по этому предмету просто обязан соответствовать современному уровню развития ИКТ. Как и все ЭФУ, учебники по информатике содержат удобное оглавление, которое избавляет от необходимости «скроллить» в поисках нужной темы. Кроме того, в учебнике работает система сквозного поиска: хотите собрать сразу все упоминания той или иной программы, команды или языка программирования? Просто введите название искомого элемента в строку поиска, и можно систематизировать знания по теме.
Так работает поиск в учебнике информатики М.Е. Фиошина и А.А. Рессина для 11 класса, углубленный уровень.
Не упускайте случая для развития информационной грамотности школьников. Сейчас на уроках по любым предметам ученик может получить задание найти информацию в Интернете, чтобы ответить на поставленный вопрос. Как ни странно, современные школьники не так хорошо умеют «гуглить», как кажется. Чтобы правильно составлять поисковый запрос, отбирать адекватный источник и искать ответ именно на поставленный вопрос, ученики должны почаще сталкиваться с заданием «найти в Интернете» именно на уроке информатики. С вашей помощью они быстрее освоят правильные алгоритмы.
Пример задания на самостоятельный поиск информации на уроке в 7 классе.
Обратите внимания на созданные в ЭФУ условия для постоянного самоконтроля. Одно из ключевых требований ФГОС — наличие у ученика навыков самопроверки и самоконтроля. На уроке информатики, который проводится с использованием ЭОР, ученики постигают азы программирования и проверяют себя при помощи иллюстраций, которые даны в конце учебника. Например, правильность выполнения практического задания по программированию в SQL ученики могут понять по опорным рисункам (Учебник Ю.А. Быкадорова «Информатика и ИКТ для 9 класса):
Разумеется, проконтролировать себя ученики смогут и при выполнении контрольных и проверочных работ. При выполнении электронных тестов учащиеся мгновенно получают обратную связь и могут попробовать самостоятельно найти правильный ответ, прежде чем запросить верный вариант у системы.
Контрольная работа в форме теста по теме «Прикладное ПО» в 10 классе, углубленный уровень.
Фрагмент итоговой контрольной работы для 7 класса, авторы учебного пособия — А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов и др.
Электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!
Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам «Классная работа» доступны в Вашем личном кабинете (my.rosuchebnik.ru).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами LECTA? Зарегистрируйтесь и активируйте промокод rosuchebnik. Вы сможете получить бесплатно пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.