Сценарий к празднику «Чудо-Масленица»
Данное мероприятие было подготовлено и проведено обучающимися 5-6-х классов в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы.
Вводное замечание
Современные школьники мало знают о своей малой родине, свои национальные корни, славные дела своих предков. Живя в многонациональном поликультурном обществе, важно осознавать свою национальность, свои истоки, знать и соблюдать традиции, а также уважительно относиться к культуре и традициям других народов. Данное мероприятие стало хорошей традицией в нашем образовательном учреждении. Оно способствует росту национального самосознания и национальных чувств, возрастает значение традиционных культурных ценностей.
Создание поликультурной образовательной среды формирует индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности.
Данное мероприятие было подготовлено и проведено обучающимися 5-6-х классов в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы.
Цели:
- познакомить с историей празднования Масленицы на Руси, с традициями её проведения;
- обогатить и активизировать словарный запас учащихся;
- воспитать чувство любви к национальной культуре.
Действующие лица: Ведущий, Скоморох, Зима, Масленица, добры молодцы и красны девицы.
Примечание. Праздник-игра проводится на улице в воскресенье (последний день Масленицы). Учащиеся самостоятельно готовят об истории праздника рефераты-сообщения, рецепты блинов. Дети с родителями готовят блины, чучело Масленицы.
Ход праздника
Ведущий:
Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
хлебами обильными.
Скоморох:
Что стоишь, народ?
Разгоним тоску и дрёму,
Пробуждайся ото сна,
К нам торопится Весна!
Поскорей слезай с печи!
Ведущий: Чтобы весело провести праздник, нужно образовать 2 команды. Ведь на Руси на Проводах зимы устраивались игрища, состязания. Придумайте название командам, приветствия соперникам.
Появляется Зима:
Осмелели, расшумелись,
Но Весны вам не видать!
Это что за шум и гам?
Кто тут поднял тарарам?
Разбудить меня посмели?
Чуть на солнце отогрелись,
Сразу Зиму прогонять.
Всех завьюжу, закружу,
Никого не пощажу!
Скоморох:
Приходи, Весна, скорей!
Нас озябших отогрей!
Обе команды повторяют слова Скомороха. Зима им устраивает испытания.
Первое испытание
Обсыпать друг друга снегом (кто лучше и больше). А затем кто быстрее сметёт снег.
Зима: Молодцы, но всё же я вас сильно заморожу.
Скоморох вместе с детьми: Приходи, Весна, скорей, нас озябших отогрей!
Второе испытание
Про некоторых людей говорят, что у них зимой снега не выпросишь. Команды должны столовой ложкой наносить в целлофановый мешок снега. Кто быстрее и больше.
Зима: Хорошо, но всё же, я вас заморожу.
Скоморох с детьми: Приходи, Весна, скорей, нас озябших отогрей!
Третье испытание
Кто быстрее и красивее слепит снежную бабу (родители помогают детям выполнить задание).
Зима:
Что ж, устала я сражаться,
Знать пришла пора прощаться.
Вы Весну-красну встречайте,
Но меня не забывайте,
Снова в гости к вам приду!
Ведущий: Друзья, давайте скажем зиме спасибо.
Скоморох:
А за что? Она ведь злющая, холодная.
Дети говорят Зиме спасибо, объясняя причину.
Появляется Масленица.
Скоморох: Спешите, спешите, спешите скорей! Нет праздника нашего веселей!
Ведущий: Гостей мы давно поджидаем, Масленицу встречаем, Зиму провожаем.
Дети встают вокруг Масленицы.
Скоморох: Проверим, ждали ли вы Масленицу, хорошо ли приготовились к её встрече. Каждый день на Масленице имел своё название и значение. А вы это знаете?
Скоморох называет дни недели, дети отвечают.
Понедельник – «встреча». В этот день встречали гостей, строили на улице горки, качели. Дети утром делали соломенную куклу и наряжали её.
Вторник– «заигрыш». С утра молодёжь катались с гор, ели блины. Парни и девушки здесь приглядывались друг к другу, выбирали себе пару.
Среда – «лакомка». Стряпали блины с разнообразными начинками. Тёщи приглашали зятьёв своих полакомиться блинами.
Четверг – «широкий четверток, разгул». По улицам катались шумной ватагой, устраивали кулачные бои, пили пиво и пели песни.
Пятница – «тёщины вечерки». В этот день уже зятья угощали своих тёщ, а иногда и всю родню.
Суббота – «заловкины посиделки». Навещали сестёр мужа. Иногда молодая невестка приглашала всю родню в дом. Устраивалось взятие снежного городка.
Масленица: Вижу, ждали вы меня. А я вам тоже приготовила испытания.
Составьте пословицу:
Без блинов не Масленица… (без пирогов не именины).
Блин брюха… (не портит).
Блин не клин… (брюха не разобьёт).
Первый блин… (комом).
Не всё коту… (Масленица).
Скоморох и дети идут по кругу и произносят слова:
Тин-тин-тинка!
Подай блинка!
Оладышки, прибавышки!
Тётушка не скупись,
Маслицем поделись!
Масленица угощает детей горячими блинами:
Вот блинчиков пара, с пылу, с жару!
Угощайтесь, гости дорогие!
Ведущий:
Вкусные блины. Спасибо, Масленица!
Пора нам дети Масленицу провожать с большим почётом.
Скоморох: Воскресенье – проводы Масленицы. Прощёный день.
Ведущий: Ребята, попросите друг у друга и у родителей прощение.
Дети и взрослые друг у друга просят прощение.
Скоморох: Ну, что ж, ребята, пришла пора зиму провожать – Масленицу жечь. Если дым от неё пойдёт по земле, то год будет неурожайным.
Ведущий: А если вверх пойдёт – к урожаю. Вот наша Масленица, сейчас мы её сожжём и узнаем, какой будет год: урожайный или нет.
Скоморох:
Государыня, Масленица,
Мы тобой хвалились,
Блины ели, веселились!
Наступил твой час,
Ты порадуй нас.
Ведущий: А сейчас, ребята, отойдём подальше и скажем Масленице прощальные слова.
Родители поджигают чучело Масленицы, и все повторяют слова:
Масленица – обманщица!
До поста довела – сама удрала!
Гори, гори ясно!
Чтобы не погасло!
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят!
Пташки звонко поют.
Весну-красну зовут!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.