Сценарий праздника «Гуляй озорная масленица»
Цель: формировать нравственно-патриотические чувства к Родине и наследию русского народа, развивать двигательную активность детей
Задачи:
- познакомить детей с русским народным праздником Масленица, с ярмаркой на Масленицу;
- разучить русские народные подвижные игры;
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа;
- обогатить словарный запас дошкольников;
- развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
Музыкальное оформление:
русские народные песни и мелодии
Оборудование:
Физкультурное: 2 гимнастических скамейки, 1 дуга для подлезания h – 60 см., конусы 10 шт.,1 канат длиной 6 м., разноцветные платочки по количеству девочек, обручи на половину количества детей, мячи d – 10 – 12 см. по количеству детей, фит-болы – 2 шт.
Атрибутика: по две деревянных ложки на каждого ребёнка, 2 набора матрёшек, стойки-ориентиры с разноцветными воздушными шарами, сундучок, расписанный под Городец, в нём дымковские игрушки: конь, индюк, олень, баран, утка, «карусель» - шест, к верхнему концу которого прикреплены разноцветные, длинные ленты с петухом, расписные короба.
Экспозиция: на стене справа изображение карусели и лошадок разрисованных под Городец, у стены расставлены хохломские столы, на них стоят наборы матрёшек, короба с ложками, разноцветными платочками, сундучок с дымковскими игрушками, бутафорским угощением. Центральные окна украшены павлопосадскими платками, с левой стороны зала в корзине приготовлены мячи, конусы, канат, фитболы, ориентиры – воздушные шары на стойках, обручи. По центральной линии зала стоят две гимнастические скамейки, на расстоянии, примерно, 3 метров от скамеек стоит дуга h – 60 см.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций по теме «Масленичная ярмарка», разучивание стихов, песен, потешек, народных подвижных игр.
Действующие лица: Ведущий, Скоморохи, Коробейник
Ход праздника:
Дети входят в зал под звучание мелодии русской народной песни, встают полукругом.
Ведущий.
Здравствуйте, мои друзья!
Рада встречи с вами я!
Ярмарок пришла пора.
А на ярмарке для каждого
Товара хватит разного.
Здесь и овощи, грибы,
И блины, и пироги,
И конфеты-леденцы
А для весёлых ребят
Приготовлены заданья,
Игры, забавы, состязанья.
На ярмарку собирается всяк: кто товар продать, кто на людей посмотреть, да себя показать. Медлить нечего, друзья! Собирайся, детвора, и нам на ярмарку пора! Запрягайте лошадей и поедем поскорей!
Дети перестраиваются в пары.
П/игра «Лошадки».
Ведущий.
Поехали лошадки по дорожке – идут с высоким подниманием колен.
Вышли на ровную прямую дорогу и поехали быстрее – бег, высоко поднимая колени.
Ну, а путь наш недалёк.
Он лежит через мосток.
Ходьба по двум гимнастическим скамейкам.
В гору едем, с горы – вниз.
Впереди нас ждёт сюрприз.
Ходьба на носках, ходьба в полуприседе чередуются.
За горой – рукой подать –
Городец уже видать.
Ходьба «змейкой».
Вот въезжаем мы в ворота,
Ах, как много здесь народа!
Вот так ярмарка!
Подлезание под дугу h – 60 см. Расходятся по одному вправо влево, выстраиваются в две шеренги.
Ведущий. Вот мы и на ярмарке.
Звучит весёлая мелодия, выбегают скоморохи.
1-й скоморох.
Расступись-ка, народ!
2-й скоморох.
Это ярмарка идёт!
1-й скоморох.
И начнётся всем потеха!
2-й скоморох.
Много радости и смеха.
1-й скоморох.
Что угодно здесь найдёте:
Мёд, варенье, пироги.
2-й скоморох.
Тут – игрушки для ребят!
Сами на тебя глядят:
Медведь рычит!
Воробей пищит!
Заяц скачет!
Мамка плачет:
- Где денег набраться?
Кошелёк ломается! …
1-й скоморох.
Заходите, заходите!
К нам на ярмарку, друзья!
Люди добрые, спешите,
Пропустить её нельзя.
2-й скоморох.
Заходите, заходите,
Заходите к нам скорей.
Приглашаем к нам сегодня
И больших, и малышей
1-й скоморох.
Ну, чего ты крутишь носом,
Что увидел впереди?
2-й скоморох.
Это ложки хохломские,
Расписные привезли!
Выходит коробейник с хохломскими ложками.
Коробейник.
Подходи, налетай!
Наши ложки разбирай!
Дети подходят к лотошнику, берут по две ложки, встают парами в два звена.
Ведущий.
Расписная, лёгкая –
Нет её нужней,
В ней и щи отменные,
И кисель вкусней.
1-й скоморох.
Ой, жги-говори,
Заиграли ложкари!
Ведущий. Повернитесь лицом друг к другу, встаньте в основную стойку, руки согните в локтях.
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
Дети прямонаправленными движениями ударяют по ложкам друг друга.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Дети ударяют по ложкам друг друга перекрёстно, то левой, то правой рукой.
Ехал мальчик маленький
На лошадке каренькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Дети, постукивая ложками, выполняют круговые движения руками по часовой стрелке.
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму –
Бух!
Дети выполняют то же движение, но против часовой стрелки.
Поехали, поехали
С орехами, с орехами.
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Выполняют наклоны вперёд с постукиванием ложками о колени.
Хорошая дорога,
Хорошая дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет.
Дети выполняют выпады вправо и влево. В конце каждого выпада стучат по ложкам друг друга.
Ведущий. А для следующего движения на спину ложитесь, вытянутыми руками ложка о ложку коснитесь. Тесто месите, каравай пеките!
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай,
Переваливай, валяй!
Дети выполняют перевороты на живот, затем снова на спину.
После выполнения этого упражнения, садятся на пол, вытянув ноги, ложки держат у плеч.
Чук-чук, чук-чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка потекла!
Дети сгибают ноги в коленях и ударяют по ним ложками.
Далее, дети садятся «по-турецки», руки – на коленях.
Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Дети выполняют повороты вправо-влево. При каждом повороте ударяют ложкой о ложку.
Танцевала рыба с раком,
А петрушка - с пастернаком,
Сельдерея – с чесноком,
А индейка – с петухом.
На 1 и 2 строчку мальчики выполняют присядку, девочки ритмично ударяют в ложки, на каждый присед мальчиков. На 3 и 4 строчку девочки, сложив руки перед грудью «полочкой», выполняю бег вокруг себя на месте, высоко захлёстывая голень назад, мальчики выполняют частые ритмичные удары в ложки.
Ведущий.
Деревянной ложкой есть -
Просто наслаждение.
Славим прадеда Семёна
За изобретение!
Дети убирают ложки в корзину, перестраиваются в два звена.
2-й скоморох.
Ну, пойдёмте, братцы, дальше,
Что за новый балаган?
Выше прежнего и краше.
Это чудо – не обман.
1-й скоморох.
Как у нашей у хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрёшка вышла в юбочке.
Коробейник.
В мире нет товара краше,
Чем наш символ красоты.
Полюбуйся на матрёшек,
Да играть с ними иди!
Игра «Собери матрёшек».
На столах для каждого звена расставлены наборы матрёшек уже разобранные. Дети бегут к столику змейкой, огибая конусы, расставленные в ряд, собирают матрёшку, вставляют её в следующую, возвращаются в звено бегом по прямой, передают эстафету касанием ладони следующего игрока.
2-й скоморох.
Хватит думать, да зевать,
Время попусту терять!
Ждут вас состязанья,
Вот первое задание!
Выходите, добры молодцы, силушкой померяться.
«Перетяги».
Берись дружно, не будет грузно.
Начали!
Звенья перетягивают канат, кто кого перетянет.
Побеждают мальчики того звена, которое перетянет на свою сторону звено соперников.
Коробейник.
А ну, налетай, скорей покупай.
Ярче, чем в поле цветочки.
Ленты, косынки, платочки.
Девочки берут платочки.
Ритмическая композиция с платочками на мелодию русской народной песни «Коробейники», музыкальный сборник Суворовой.
1-й скоморох.
На нашей ярмарке, друзья,
Есть и диковинки, скажу вам я.
Вот зверь породы неизвестной,
Но какой он интересный.
«Тяни-Толкай».
На пары разделитесь,
Спинами друг к другу становитесь,
Да локтями хорошо сцепитесь.
Туда ведёт один, а обратно другой.
Игроки, сцепившись локтями, прижавшись спинами друг к другу, бегут до ориентира (финиш), возвращаются на старт. Т.е. в одну сторону играющий бежит лицом, а в другую – пятится спиной.
Давай, начинай, не падай, не зевай!
Выигрывает звено, первым закончившее игру и было меньше падений.
2-й скоморох.
Что такое, посмотри:
Распетушились петухи!
Начинаем: раз, два, три,
Петушиные бои!
«Петушиный бой». Участвуют все дети. По центральной, долевой линии раскладываются обручи, в обручи встают по два человека, по одному из каждого звена, боком друг к другу, руки убрать за спину. По команде: «Начни!», начинают наскоки друг на друга на одной ноге. Кто раньше встанет на обе ноги, тот проиграл, в конце выбирается победившее звено.
Коробейник.
Всех зову скорей сюда,
Подходите, детвора,
Если загадку отгадаете,
Товар этот даром получаете.
Загадка.
Упадёт – подскачет,
Ударишь – не плачет,
Будешь о землю кидать –
Станет кверху взлетать.
Коробейник.
Ай, да молодцы,
Ай, да смекалистые!
1 – й скоморох.
Товар получайте,
Да и гвозди ковать начинайте!
Мячи берите,
Свою ловкость покажите!
Игра «Гвозди ковать». Дети ударяют мячом об пол, а пока он возвращается, выполняют различные движения: поднимают в сторону руку или ногу, выполняют повороты вокруг себя, хлопки в ладоши и т.д. Побеждает звено, в котором игроки придумали интереснее задания.
Коробейник.
Гляньте, деточки, для вас
Я забаву припас.
Сундучок не простой:
В нём товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Весёлые зверюшки.
2-й скоморох.
Вынимаем на показ
И ведём про них рассказ.
Коробейник достаёт из сундучка дымковские игрушки, а дети выполняют задания вместе со скоморохами и ведущим.
1-й скоморох.
Ай, люли, ай, люли,
Кони на лужок пошли.
Кони удалые,
Гордые, лихие.
Эстафета «Конь-огонь». Дети на мячах «кенгуру» скачут до ориентира, возвращаются обратно в звено, передают мяч следующему игроку.
Игровые упражнения для стоп.
Стоит олень Ходьба на носках, скрестив руки
На стройных ногах. над головой, раздвинув пальцы («рога»).
Вся краса у оленя
В рогах!
Козоньки рогатые, Ходьба на пятках, держа руки, согнутые
Козоньки бодатые, в локтях, перед собой, опустив кисти,
Идите по дорожке, сжатые в кулачки.
Разомните ножки.
Барашек – свисток, Ходьба, сведя носки вместе, руки на поясе.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток.
На груди – цветок.
Уточка – крылатка, Ходьба, сведя вместе пятки, руки вдоль
У неё повадка, туловища, кисти направлены в стороны
У неё походка, («крылышки»).
Качается как лодка!
Игровой массаж «Индюк».
Индя – индя – индючок, Проводят большими пальцами по шее сверху вниз 4 раза.
Ты похож на сундучок, Проводят кулачками от переносицы к крыльям носа 4 раза.
Сундучок не простой, Кончиками пальцев растирают лоб 4 раза.
Красный, белый, золотой. Ладонями растирают уши 4 раза.
Ведущий.
Вы скажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Ответы детей.
1-й ребёнок.
Любят там песни и пляски,
В селе рождаются том сказки.
Вечера зимою длинны,
Игрушки лепят там из глины.
2-й ребёнок.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
2-й скоморох.
А около карусели всегда шумно и весело.
Кто желает прокатиться? Поехали!
Игра «Карусели». Дети берутся за ленты, прикреплённые к деревянному шесту. Начинают медленно двигаться в правую сторону со словами:
Еле, еле, еле, еле завертелись карусели.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом!
Дети переходят на бег постепенно ускоряя его.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Постепенно переходят на ходьбу, с окончанием слов карусель останавливается. Игра повторяется с движением в левую сторону.
Коробейник.
Сегодня у нас вкусный чай.
Сколько хочешь, столько наливай!
1-й скоморох.
Тары-бары, растабары.
Попьём чай из самовара!
2-й скоморох.
С сухарями, с кренделями,
С пирогами, с леденцами!
Игра-имитация «Пьём чай». Дети берут в правую руку воображаемую чашку с чаем, в левую руку – угощение. Губы «трубочкой» - втягивают горячий чай губам – вдох, дуют на чай – выдох.
1-й скоморох.
На ярмарке много всякого товару,
Позабавились, друзья, на славу!
2-й скоморох.
С ярмарки уходят
Кто с настроеньем весёлым,
Коробейник.
Кто с товаром желанным,
Кто с подарком приятным!
Коробейник и скоморохи дарят детям скакалки на группу, воздушные шары и сладкие угощения.
1-й скоморох. Всем достался леденец?
Оба.
Нашей ярмарке конец!
Гости разъезжаются.
Ярмарка закрывается!
Под звучание народной мелодии дети выходят из зала.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.