Австралия. Окружающий мир. 3 класс. Разработка урока
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: организовать работу по изучению особенностей материка Австралии.
Задачи:
- содействовать развитию умения использовать учебные тексты для получения новой информации;
- способствовать развитию умения анализировать и делать выводы;
- создать условия для развития внимания, познавательного интереса;
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
Оборудование: проектор, географический атлас, карточки для индивидуальной работы, карточки для проверки домашнего задания:
Использованные источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-vo-2-klasse-po-temeavstraliya-stran
Ход урока
Организационный этап
Аутотренинг: У меня все получится! Рядом со мной друзья!
Актуализация знаний
– Перед вами портреты выдающихся людей. Что их объединяет?
Фернан Магеллан (совершил кругосветное путешествие)
Марко Поло (совершил путешествие в Китай)
Васко да Гама (первооткрыватель морского пути вокруг Африки в Индию)
Христофор Колумб (открыл Америку)
Николай Михайлович Пржевальский изучал Центральную Азию.
Джеймс Кук (?) – Кто это?
Постановка проблемы
– Имя этого путешественника нам ещё не знакомо.
– Посмотрите на опорные слова и попробуйте догадаться, какое открытие принадлежит этому человеку.
ДЖЕЙМС КУК
ЮЖНЫЙ МАТЕРИК
САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ МАТЕРИК
Джеймс Кук – это путешественник.
– Действительно, двести с лишним лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук впервые высадился на неизвестную землю и водрузил на берег нового материка английский флаг. Материк назвали «Южной землёй», или Австралией.
Итак, тема урока «Австралия»
Постановка цели урока
Однажды я прочитала стихотворение Г.Усовой про Австралию.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот.
– Неужели такое может быть? Мне очень захотелось поближе познакомиться с этой землей. А вам? Тогда в путь! Для себя каждый уже определил цель своего заочного путешествия на этот материк. Познакомьте всех с ней.
(Узнать, в чем заключается уникальность, неповторимость этого континента, познакомившись с его географическим положением, рельефом, растительным и животным миром.)
– Найдите на карте материк Австралия. Считайте всю возможную информацию с карты об этом материке. (расположен в Южном полушарии, его омывают воды Индийского и Тихого океана. Рельеф равнинный. Мало изрезаны берега. Много пустынь)
Организация осмысления и первичная проверка понимания
– Где в первую очередь будем искать информацию? (в учебнике).
Наша задача не просто познакомиться со статьей учебника, а найти характеристики, доказывающие, что этот материк самый уникальный.
Работа по учебнику: географическое положение, климат.
Дети читают текст вслух и отмечают, что Австралия – самый маленький материк, что он самый засушливый.
– Найдите этому подтверждение. На стенах листы с фактами об Австралии, Дети должны повернуться вправо, влево, назад, чтобы найти нужную информацию: площадь материка равна 9 млн кв.км. (Она получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, в 8 раз меньше, чем Южная Америка.)
– Продолжаем знакомиться с Австралией. Растительный и животный мир (чтение текста в учебнике).
– Задайте друг другу вопросы по прочитанному материалу.
Организация первичного закрепления и применения знаний
Групповая работа
На столах карточки с названием животных (приложение 2). Рядом карта «Животные Австралии».
– Предложите задание (выбрать название животных, обитающих только в Австралии).
– Сейчас мы проверим, как вы запомнили австралийских животных. Если вы услышите название животного, обитающего только в Австралии, присядьте. Физминутка.
Работа в парах
– Для того, чтобы пополнить свои знания о флоре и фауне Австралии, предлагаю вам поиграть в игру «Комментатор» (приложение 3).
У одного учащегося – интересные факты о растительном мире Австралии, у соседа – о животном мире. После знакомство со статьей, ребята рассказывают друг другу о прочитанном.
– Кто может сказать, что рассказ вашего комментатора был интересным, логично построенным?
Фронтальная работа
– Проверим, что вы запомнили. – Какое бедствие принесли с собой в Австралию обычные кролики?
– Что вы узнали о жабе-ага?
– Какие животные изображены на гербе страны?
– С чем это связано?
– Почему именно зеленый и желтый цвет – национальные австралийские цвета?
– Какими еще сведениями вы бы могли дополнить нашу таблицу?
малонаселённый
необычный: материк-страна.
Итог урока
– Давайте подведем итог нашей работы.
Какова цель нашего путешествия?
В чем уникальность этого материка?
С какими новыми понятиями познакомились?
– Скажите, теперь, когда вы столько узнали об этом материке, вы можете сказать; всё, что написано в стихотворении – вымысел? (нет).
Рефлексия
Творческая мастерская.
У каждого – лист с контуром материка.
– Попробуйте с помощью слов, рисунков, знаков передать свои впечатления о нашем путешествии.