Анна Хлап, координатор проекта «Шахматы», методист по ЭФУ корпорации «Российский учебник»:

– В школьном расписании новый предмет – шахматы – появится только к 2020 году, но уже сейчас во многих школах работают шахматные кружки, среди учеников проходят чемпионаты и турниры. В ряде регионов, например, в ХМАО и Калужской области, шахматы уже включены в расписание.

Очевидно, что специальный вебинар, посвященный методике преподавания шахмат как предмета школьной программы, будет полезен многим, в первую очередь, учителям, которые будут проводить такие уроки в средней школе с 5 по 11 класс. Родителям вебинар поможет сориентироваться в мире учебников.

Наш УМК, созданный авторским коллективом под руководством известного гроссмейстера Игоря Глека, написан так, что способен охватить период школьного обучения с 5 по 6, с 7 по 9 и с 10 по 11 класс. В рамках вебинара мы расскажем о том, как проводить урок шахмат в школе, что такое тактика и стратегия при игре. Будет дана шахматная аннотация в целом и разобраны отдельные шахматные приемы.

Ранее шахматам не обучали как предмету школьной программы, в основном их изучали в шахматных кружках и факультативах, поэтому сейчас очень важно выстроить методику преподавания именно в общеобразовательной школе.

Шахматы – это игра, искусство и спорт одновременно. И при этом мы должны учитывать возрастные особенности учеников. Представьте себе, в голове ребенка рождается целая картинка: какие ходы надо сделать, для чего и какие на доске фигуры, как они ходят, как сделать ход наилучшим образом.

Если говорить о навыках 21 века, то, по моему мнению, важно, что шахматы будут развивать критическое мышление школьников. Это просто необходимо в мире, где избыток информации. Дети будут учиться продумывать ситуацию на 2–3 хода вперед, и в конце концов научатся применять этот прием не только в игре, но и в жизни.

Мне часто задают сложный вопрос: как лучше играть в шахматы – онлайн или вживую. Современное поколение не мыслит себя без электронных игр и интерактивных пособий. Кроме того, онлайн можно подключиться к игре в любое свободное время. Но, в то же время, мне кажется, что никто не заменит нам общую игру и те моменты, когда мы видим лицо противника – оппонента по игре. Кроме того, шахматы – это та игра, которая не терпит быстрого решения.

Шахматы. Учебник тактики. Часть 2
Шахматы. Учебник тактики. Часть 2
Электронная форма учебника (ЭФУ) «Шахматы. Учебник тактики. Ступень 2» включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету «Шахматы. 7–9 классы» П. А. Чернышева, И. В. Глека, М. И. Викерчука, А. С. Виноградова. Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Купить

Наше учебное пособие построено так, что будет раскрывать потенциал ученика от урока к уроку. Мы не бросаем его резко в воду, а погружаем в материал постепенно, учтены психологические и возрастные особенности подростков. Такая задача была поставлена перед коллективом авторов УМК корпорации «Российский учебник», и она была успешно выполнена.

Подробнее о методике и о том, как с помощью шахмат развивать у школьников навыки, необходимые в 21 веке, мы расскажем в рамках нашего вебинара 15 декабря.