Илья Демаков – учитель истории и обществознания гимназии № 116 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель конкурса «Учитель года – 2017»:

– Мне нравится инициатива, которую сегодня приводит в действие Министерство образования и науки РФ. Я имею в виду сокращение того количества учебников, которое было в федеральном перечне допущенных учебников до последнего времени. И спикеры ужасали общество цифрами в 1377. Как считает министерство, линеек учебников должно быть три. Ну, пусть будет пять. Будет неплохо, если у учителя останется больше возможностей для выбора.

Экспертиза учебников должна обязательно проходить при активном участии профессионального сообщества. И та, что проводится сегодня, меня в принципе устраивает. Еще меня порадовала новость последних дней о том, что Ольга Васильева предлагает повысить ответственность рецензента за качество своей экспертизы. Считаю, что это поможет издательствам экономить время на издание и позволит всем получить более объективную оценку предлагаемой учебной литературы.

В моем образовательном поле (история, обществознание) после долгой дискуссии эту ситуацию наконец-то, пусть и после долгих споров, разрешили, дело теперь за другими. Я считаю, это хорошо, что историко-культурный стандарт принят и по нему уже написаны новые линейки учебников. Хорошо, что их количество оптимально, потому что так легче разобраться учителю, а тем более ученику. Новые учебники, написанные в соответствии с историко-культурным стандартом, мне кажется, способны примирить всех сторонников и противников, полемизирующих друг с другом уже в течение последних пяти лет.

У меня есть и другие ожидания. Знакомство с электронными учебниками – это реальность, к которой можно относиться по-разному, но ее все равно придется принять. Большинство учительского сообщества сегодня относится к электронному учебнику как к дополнительному источнику знаний. Поэтому я не уверен, что они должны быть абсолютно аналогичны бумажным носителям. Но разделяю точку зрения тех,  кто считает,  что они дают всем – и учителям, и ученикам – больше возможностей для проектно-образовательной деятельности. Они сокращают время на выполнение учебных заданий. Их использование позволяет индивидуализировать работу с учащимися. С ними удобно проводить контроль знаний. Планшет может заменить большое количество бумажных учебников, которые дети должны носить в школу. И существенно облегчит вес школьного портфеля, чему многие родители будут только рады. Так как молодежь сегодня – визуалы, электронный учебник, без сомнения, повысит их мотивацию к обучению.

Вместе с тем я не обольщаюсь теми обещаниями «футурологов», что бумажный учебник в будущем непременно уйдет в небытие. Думаю, что не уйдет. Хотя бы по той простой причине, что он экологичен и способствует развитию графической памяти. Это особенно важно на уроках истории, когда мы помним, на какой странице, в каком абзаце прочли ту или иную информацию.

Современная школа ждет от авторов и создателей ЭФУ красивых, интересных, содержательных, качественных книг.