«Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании»: итоги конференции
7 и 8 декабря в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании». Специалисты из США, Италии, Швейцарии сделали ряд интересных докладов.Что такое эмоциональный интеллект и действительно ли его развитие имеет значение для образования?
В самых общих словах эмоциональный интеллект — это способность к пониманию собственных чувств и управление ими, а также умение понимать чувства других людей (намерения, мотивы поведения) для нормального взаимодействия с ними.Очевидно, что эти свойства необходимы педагогу, и они ему присущи (хоть в какой-то мере, чтобы просто выжить в профессии), но это лишь одна сторона темы. Другая — не совсем обычная для нас, российских учителей, — исключительная важность хороших эмоций для качественного обучения:
- позитивный настрой;
- доверие;
- поддержка;
- мотивация;
- вдохновение.
Успех стратегии эмоционального реагирования
Эксперт в области изучения математики Сильвия Сбарагли рассказала, как в Палермо проводятся городские праздники «Математика везде»: площадь заполнена жителями разного возраста (до 7000 человек!), желающие — не только дети — участвуют в конкурсах и викторинах, можно играть в математику, слушать о математике.А затем эксперт затронула тему преодоления страха перед школьной математикой. Обязательный этап — выяснить, почему ученику не нравится решать задачи: какие именно, сколько, когда. Перед каждым заданием — вопрос на эмоциональное реагирование: что ты думаешь об этой задаче? Думают разное, но число реакций исчислимо, главное — вы видите, как они себя с ней соотносят. Это важно, потому что эмоции влияют на процесс мышления, аффективное и когнитивное взаимодополняемы.
Есть дети, для которых любая задача трудная. Их мучает страх ошибки. Этот страх преодолевается, если учитель:
- вовлекает детей в такие активности, как, например, Лаборатория роботов, Театр Числа и др. — важна любая занятость без контролирующих процедур;
- организует командную работу, в которой слабый ученик — тоже нужный участник, а результат коллективный;
- никогда ни на ком не ставит метку «необучаемый», а доброжелательно поддерживает ребенка в освоении базовых математических навыков.
Следует ли злость (и другие негативные эмоции, как ярость, разочарование, беспокойство, тревога, зависть, ревность, вина, обида) вывести из педагогического обихода? И вообще из отношений, ведь нас с детства осуждают за их проявление и учат либо скрывать, либо загонять внутрь, либо обращаться к психотерапевту.Эмоциональное самочувствие ребенка, считают зарубежные специалисты, важнее натаскивания любой ценой на результат.
«Хотя отрицательные эмоции возникают быстрее и накрывают мощнее (древний инстинкт опасности: бить или бежать), существование человечества обусловлено не ими, а тягой к хорошему, красивому, альтруистическому. Развитие эмоционального интеллекта состоит не в полном запрете на переживание и проявление негативных чувств, а в умении с ними работать».
Реагировать на проблемы детей надо искренне, и как же тут без разочарований и досады, их скрывать не надо. Но, во-первых, помним, что это наши чувства и не обвиняем в них детей. Во-вторых, понимаем, что негативное отношение не способствует продвижению в учебе, на этот счет есть убедительные данные исследований.
«Злость и обида имеют право на существование, они даже могут стать и часто становятся стимулом для художественного творчества: литература, музыка, поэзия, живопись, но для воспитания эмоционального интеллекта посредством искусства уже не годятся».
Думать, прежде чем реагировать
Не потому ли педагогические работники подвержены выгоранию, что постоянно сдерживают, скрывают естественные реакции на токсичные для своей психики ситуации? Тут промолчи, там сделай вид, а это просто проглоти и все. Невыраженные эмоции не умирают, они возвращаются в еще более отвратительном виде.Давиде Антоньяцца привел таблицу, из которой видно, насколько далеки педагоги от эмоциональной грамотности (исследование проведено на большой выборке зарубежных учителей).
Итак: «восприятие своих эмоций», «восприятие эмоций других», «истолкование эмоций», «регулирование эмоций» — по всем четырем параметрам коэффициенты со знаком минус. Самый большой минус — коэффициент по регулированию. Не знаем, не умеем, даже не представляем как. Отсюда «закрытые двери для сотрудничества», безрадостность, и вот мы уже хуже учим, а они – хуже учатся.
Один из предложенных приемов изменения ситуации — «маска», стратегия «как будто». Изобрази, что у тебя высокий эмоциональный интеллект:
- транслируй позитив;
- будь милым;
- не обвиняй;
- слушай;
- говори негромко;
- экономь слова;
- отзеркаливай собеседника (язык тела);
- уходи, если не чувствуешь себя в безопасности.
«Большинство людей считают, что у них все отлично, — они могут добиться того, чего хотят. Им неважно, как чувствует себя другой человек. Он кивает, улыбается, а на самом деле не хочет. И у него, кстати, тоже плохо с эмоциональным интеллектом.
Необходима петля обратной связи — признак настоящей, а не наведенной эмоциональной грамотности. А такую грамотность надо выращивать».
Начинаем развивать эмоциональный интеллект
Прямо с детства — говорим о чувствах. Увиделись и тут же спросили о настроении, самочувствии, ходе дел.Найти точное название эмоциям непросто: банальные «нормально» или «хорошо» — лишь отговорки. Истинный путь распознавания ощущений лежит через искреннее вчувствование в себя. Этому надо учить.
1. Допустим, есть нарисованная (или воображаемая) линия с делениями от нуля до десяти: «На сколько баллов ты себя чувствуешь?» С утра, днем, вечером — где ты? почему? Так человек привыкает не только обращать внимание на свои состояния, но и оценивать их, понимать, что его радует или расстраивает, ведь у всех реакции разные.
2. «Поле эмоций», или «Карта настроений». Вертикальная и горизонтальная оси разделяют квадрат на 4 части, по нижней стороне квадрата надпись «энергия» и 10 делений (5 налево и 5 направо от оси), по левой боковой — «эмоции», те же 5 и 5 делений. Правый верхний квадрат желтый, там «радость»; правый нижний – красноватый, «тревога»; левый верхний — «принятие», голубой; левый нижний — «печаль», зеленоватый. Так как же вы себя чувствуете? Где вы? Дети могут приклеивать стикеры (и менять в течение дня), могут делать пометки, просто рассказывать, делать индивидуальный вариант для самонаблюдений, строить графики А со временем провести в каждом квадрате диагонали для более тонкого распознавания эмоций. С условием, что учитель тоже делает отметки о своем состоянии.
Итак, картирование развивает следующие навыки:
- распознавать, называть и читать свои эмоции;
- сочетать с чужими;
- узнавать о чувствах других;
- двигать свои эмоции в «теплую» сторону.
«Эмоции пронизывают все, влияют на все аспекты жизни — да, они имеют значение. Но плохое настроение — это всего лишь шум. Не суть. Не так много человеку надо, чтобы оказаться в желтой части карты и привыкнуть бывать там почаще. А это уже управление собой».
«Другой человек может быть умнее или глупее вас, он носитель других ценностей, другой культуры, он говорит на другом языке, его поведение не как ваше — и только эмоции у него те же, переживания похожие. Эмоции делают нас людьми, снимают любые преграды, дают возможность понимать, сотрудничать, учить и учиться».