Обновление содержания филологического образования в современной школе как требование ФГОС
20–21 января отдел филологических дисциплин методической службы ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» совместно с Коми Республиканским институтом развития образования провели конференцию «Обновление содержания филологического образования в современной школе как требование ФГОС» в г. Сыктывкаре. Публикуем отчет. Больше фотографий с мероприятия доступно в наших социальных сетях.20–21 января отдел филологических дисциплин методической службы ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» совместно с Коми Республиканским институтом развития образования провели конференцию «Обновление содержания филологического образования в современной школе как требование ФГОС» в г. Сыктывкаре. Публикуем отчет. Больше фотографий с мероприятия доступно в наших социальных сетях. Более 100 учителей русского и иностранных языков приняли участие в мероприятии, где с приветственным словом к участникам обратилась Евгения Петровна Шеболкина, ректор КРИРО, кандидат филологических наук, доцент. Она рассказала о том, как важно сегодня сотрудничать всем структурам и субъектам образовательного пространства. Пожелала участникам хорошей работы и творческих успехов. Пленарное заседание продолжила Марина Владимировна Степанова, начальник отдела филологических дисциплин ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ». Она отметила, что за 20-летний период существования Издательского центра было создано множество интересных современных УМК, которые по-новому заставляют взглянуть на методику преподавания, максимально включить ученика в обучение. В данное время книгоиздание переходит на цифровой формат и учебники не становятся исключением. Одним из требований ФГОС является формирование единой информационно-образовательной среды и выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося, поэтому создание электронных учебников является одним из основных направлений деятельности издательства сегодня. Ольга Вячеславовна Донскова, методист по русскому языку и литературе ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ», в демо-версии показала возможности электронного учебника русского языка под ред. А.Д. Шмелёва. Одним из участников конференции был сам автор УМК «Русский язык» А.Д. Шмелёв, д. ф. н., профессор, заведующий отделом культуры речи Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН, который в лекции по лингвистике рассказал о ловушках межкультурной коммуникации. Лекция вызвала интерес у филологов. В ней разносторонне были представлены возможные риски переводов в художественной литературе, дано представление об особенностях вербального и невербального коммуникативного поведения представителей русской и английской лингвокультур. И в первый, и во второй день конференции работали две секции по теме: «Вопросы современного преподавания предметов на примере УМК „Алгоритм успеха“ ИЦ „ВЕНТАНА-ГРАФ“». На секции русского языка и литературы Людмила Васильевна Дудова, кандидат филологических наук, профессор, заведующий кафедрой филологического образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», рассмотрела очень важные вопросы: «Федеральный государственный образовательный стандарт в контексте Закона „Об образовании“» и «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы». А на секции иностранного языка Виктор Викторович Ингилевич, методист по английскому языку Центра инновационных образовательных технологий ГАОУДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования», представил ситуационный анализ (кейс-метод) как инструмент повышения эффективности использования УМК «FORWARD» под ред. М.В. Вербицкой в условиях ФГОС.Во второй день конференции на пленарном заседании Евгения Петровна Шеболкина, к. ф. н., доцент, ректор ГОУДПО «КРИРО», рассмотрела проблемы филологического образования в Республике Коми, а об опыте апробации УМК ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» в разных городах Республики рассказала Татьяна Дмитриевна Поликарпова, зав. кафедрой общего образования ГОУДПО «КРИРО». Интересным было выступление Ольги Георгиевны Мининой, зав. кафедрой лингвистики и межкультурных коммуникаций, начальника управления по международной деятельности СыктГУ. Она затронула проблемы инклюзивного образования и международного сотрудничества учителей, в рамках которого проходит работа по созданию учебника по английскому языку для слабовидящих детей на базе УМК «FORWARD» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ».Во второй день конференции на секции русского языка и литературы Ольга Вячеславовна Донскова, методист по русскому языку и литературе ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ», говорила о современных подходах к обучению русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС. Ее выступление продолжили учителя-практики, которые работают по учебникам Издательского центра. Татьяна Алексеевна Филатова и Светлана Васильевна Размыслова, педагоги МОУ «СОШ № 25 с УИОП» г. Сыктывкара, представили опыт работы с УМК «Русский язык» под ред. А.Д. Шмелёва. На секции иностранного языка Людмила Ивановна Трошина, методист по иностранным языкам ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ», выступила с докладом «Обновление содержания иноязычного образования в свете требований ФГОС на примере УМК „FORWARD“ под ред. М.В. Вербицкой». Ее выступление дополнили учителя иностранных языков г. Сыктывкара, которые поделились опытом участия в апробации учебника английского языка. Екатерина Вячеславовна Головкина, учитель английского языка МАОУ «Лицей № 1» г. Сыктывкара, рассказала о приемах мотивации на уроке английского языка (на примере УМК «FORWARD» под ред. М.В. Вербицкой). Эльвира Радмировна Чередова, учитель английского языка МОУ «СОШ № 18» г. Сыктывкара, представила возможности интеграции этнокультурного компонента на уроках английского языка с использованием учебника «FORWARD». Конференция завершила свою работу подведением итогов и оглашением резолюции, а также вручением сертификатов участникам конференции и благодарственных писем от имени Издательского центра руководству и сотрудникам КРИРО и учителям-апробаторам Республики Коми. Расходились уже поздно вечером, хорошо понимая, что сотрудничество институт — издательство — школа крепко сложилось и уверенно развивает свою деятельность. На будущее конференцией намечено много целей, которые предстоит достичь вместе, в тесном контакте, чтобы наши дети познавали мир во всей его многогранности и многозначительности, осваивая УМК «Алгоритм успеха».