Мир искусства в рамках образовательного стандарта: воспитание творческой личности
6 апреля 2016 года на Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов учителя изобразительного искусства и мировой художественной культуры познакомились с одним из комплектов учебных пособий объединенной издательской группы «ДРОФА – ВЕНТАНА-ГРАФ» «Изобразительное искусство. Интегрированная программа».6 апреля 2016 года на Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов учителя изобразительного искусства и мировой художественной культуры познакомились с одним из комплектов учебных пособий объединенной издательской группы «ДРОФА – ВЕНТАНА-ГРАФ» «Изобразительное искусство. Интегрированная программа».
Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», лауреат премии правительства РФ в области образования Любовь Григорьевна Савенкова, соавтор данного УМК, рассказала об организации проектно-исследовательской деятельности на уроках ИЗО в рамках реализации требований образовательных стандартов.
Стоящая во главе угла проектная деятельность – важный метод педагогики. Об этом говорится сегодня много, и способы организации такой деятельности тоже разнообразны. В данном случае предлагается посмотреть на обучение в контексте интеграции искусств, которые были опробованы командой Л. Г. Савенковой. Для этого созданы пособия, являющиеся по своей сути мировоззренческой литературой.
С помощью специальных исследований было установлено, что учителя при обучении выделяют три главных направления: сохранение природы ребенка, освоение региональных традиций, а также полихудожественное воспитание, формирующее эмоционально-чувственную сферу у ребенка. Исходя из этого и были составлены программы обучения для разных возрастов. Пятиклассников, например, предлагается погружать в историю изобразительного искусства; шестиклассникам рекомендуется развивать представления об окружающем мире и формировать понятия о процессах. Учеников седьмого класса, по мнению составителей, займет связь искусства с наукой, мотивы природы, пространственное расположение предметов, а также роль ИЗО в мультфильмах, кино и театре.
В учебниках делается упор на природные закономерности, на связь с социумом, проводятся параллели с другими видами искусств, демонстрируется связь с наукой, учитывается психологический фактор. Таким образом, материал пособий мотивирует, побуждает к дискуссиям, учит исследовательской деятельности и вовлекает в различные виды творчества.
Предлагаемые УМК удобны и актуальны, так как созданы с учетом направления движения ребенка в мире искусства, а также полностью созвучны современным тенденциям в образовании и соответствуют ФГОС.