«Практическая география и вызовы XXI века». Инновационный потенциал географического образования
Международные и отечественные эксперты обсудили инновационный потенциал географического образования на конференции «Практическая география и вызовы XXI века».Жизнь в современном мире требует от человека практически невозможного: владеть разносторонними знаниями, множеством компетентностей, умением из безграничного информационного пространства выбирать нужную информацию и грамотно оперировать ею. Однако ведущие эксперты уверены — вооружить новое поколение школьников навыками, умениями и опытом призвано географическое образование. Ценностное воспитание, развитие навыков будущего, потенциал исследовательской деятельности в развитии учеников — эти и другие актуальные вопросы обсуждались на сессии «Инновационный потенциал географического образования: детский сад — школа — университет — обучение на протяжении всей жизни» 6 июня. Сессия проходила в рамках Международной конференции «Практическая география и вызовы XXI века», посвященной 100-летию Института географии РАН. Масштабное мероприятие было организовано Институтом географии РАН совместно с корпорацией «Российский учебник».
Вопросы развития географического образования сегодня беспокоят не только отечественных экспертов, но и участников мирового профессионального сообщества. Какие задачи стоят перед современным учителем? Какие знания и навыки нужны ученику XXI века? Как повысить мотивацию к обучению? Известные специалисты из Германии, Китая, Монголии, России, Хорватии и других стран поделились с учителями и руководителями образовательных организаций собственной экспертизой.
«Мы, как преподаватели географии, должны создавать такую картину мира, в которой география является способом его устойчивого развития. Очень важно, чтобы цели достигали не только разума, но и сердец учеников. Для этого нужно „зацепить“. Если учеников „трогает“ то, что они изучают, они с большим увлечением начинают заниматься этим. Сегодня мир очень сложен, и мы должны преподавать не только факты, но и факты для размышления».
«В рамках конференции развернулась дискуссия о школьных учебниках. Это как раз то, о чем спорят в Германии. У нас есть электронные учебники, но не весь их потенциал используется. Другая сторона проблемы — издательство школьных учебников в Германии. Это дорогое удовольствие: покупка прав, редактура, печать, продвижение. Больше всего меня заинтересовал доклад о создании международных учебников. Опыт российских педагогов я обязательно буду использовать в своей работе».
«Образование, касающееся вопросов изменения климата, должно носить масштабный характер, охватывать множество аспектов. Разумеется, для этого необходимо разработать методы оценки такого образования и соответствующие программы обучения преподавателей, работать над учебным планом. Мы должны расширять инструментарий в школах, давать знания, основываясь на реальном опыте, мотивировать учеников к самообучению, исследовательской деятельности».
Большой интерес к предмету вызывают задачи, построенные на реальных примерах. Александра Парфенова (Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия) рассказала учителям, почему так важно использовать технику обучения, опирающуюся на рассмотрение конкретных ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни. Ведь цель таких заданий — не только в повышении мотивации к обучению у школьников.
«В нашем обществе образование играет ключевую роль. Технологии, геополитика заставляют нас адаптироваться к переменам. Мир так сильно изменился, что было бы неправильно обучать нынешних детей так, как учили 20 лет назад. В этой связи важными становятся универсальные учебные действия, которые были определены Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Развитие этих компетенций позволит школьнику в будущем обучаться на протяжении всей жизни. География серьезно привязана к повседневной жизни человека и позволяет достаточно эффективно развивать эти навыки и умения».
Главные идеи, озвученные на мероприятии, были отражены в Международной хартии географического образования, разработанной Комиссией Международного географического союза и специально изданной на русском языке к конференции «Практическая география и вызовы XXI века» в 2018 году корпорацией «Российский учебник». Эта хартия является своего рода конституцией для учителей географии, преподавателей вузов и ученых-географов. В ней изложены основные принципы географического образования, которые в настоящее время необходимы всем участникам образовательного процесса. Документ был одобрен Генеральной Ассамблеей Международного географического союза на Международном географическом конгрессе в Пекине в августе 2016 года.
«Международная хартия географического образования — это очень важный документ не только для понимания того, как развивается мировая географическая наука, но и для определения места и роли географии в нашем обществе».