Итоги первого дня Байкальского Международного салона образования
Участники сошлись во мнении, что для достижения высоких результатов приоритетной является всесторонняя квалифицированная поддержка педагогов и руководителей школ:
«Для учителей важно выстраивать индивидуальные образовательные траектории, в том числе для своего профессионального роста. Сегодня это невозможно сделать только в очном формате, формате живого методического общения. Учителю нужно рекомендовать инструменты и сервисы для его профессиональной зоны развития. Мы в „Российском учебнике“ активно работаем над задачей повышения качества системы персонализированной комплексной поддержки педагогов. Сегодня мы оказываем такую методическую поддержку очно и на наших интернет-ресурсах, где есть электронные учебники, методические материалы к каждому уроку, курсы повышения квалификации и другие образовательные сервисы. Для построения рекомендаций мы используем обучающиеся алгоритмы. Для поощрения учителей в работе с цифровыми продуктами и сервисами мы также запустили программу лояльности, которая предоставляет участникам доступ к дополнительным полезным материалам и подаркам от „Российского учебника“ и партнеров».
«Хочу подчеркнуть важность сетевого взаимодействия, потому что, слушая сегодня об опыте учителей Иркутской области, очевидно, что его необходимо встраивать в федеральный уровень. Чем больше у нас будет возможностей демонстрировать на федеральном уровне такой замечательный опыт муниципальных объединений в Иркутской области, тем более высокий уровень достижения дошкольной системы образования мы с вами получим».
Развитие цифровых технологий в школе
В формировании цифровой среды в школах важную роль играют не только учителя, но и руководители. При этом электронные технологии большинство педагогов пока не рассматривают как активного помощника. К таким выводам пришли авторы факторного анализа качества школьного образования и исследования «Оценки уровня развития компетенций директора школы»:По мнению экспертов, причины кроются в большом разрыве между сохранением школы в ее индустриальном статусе и цифровой эпохой, которой живут люди, в том числе дети, выходящие за пределы этой школы:«Совместно с экспертами НИУ ВШЭ и другими партнерами мы провели анализ факторов, которые влияют на качество образования на региональном уровне: на данный момент мы завершили пилотное исследование в Калининградской области и получили интересные результаты, которыми готовы поделиться здесь, на площадке Салона. Следует особенно отметить один парадоксальный вывод. В ходе исследования мы опросили 85% директоров школ и 65% педагогов Калининградской области и выяснили, что большинство педагогов не видят в цифровых технологиях фактор повышения качества образования».
«Очевидно, что пока педагоги не станут „евангелистами“ этого цифрового перехода, то есть, не будут видеть потребности в современных учебных ресурсах, школы не изменятся системным образом. В этом контексте важно освобождать учителей от рутины и бумажной работы, предоставив возможности для творческой деятельности, знакомства с учебными ресурсами, которые могут сделать работу учителя более эффективной и интересной. Кроме того, для работы в цифровой среде важна подготовка и переподготовка педагогов».
Современная образовательная среда школ
Большой отклик среди участников вызвала тема современной образовательной среды школ. Сейчас образовательная среда рассматривается как третий учитель после родителей и педагогов. Она включает материальную и физическую среду школы, педагогический и коммуникационный процессы, а также цифровые процессы, которые являются лишь одним из компонентов современной образовательной среды:Эксперт отметил, что для таких условий в школах необходимы административные компетенции директоров школ и вовлеченность основных участников образовательного процесса.«Для школы сегодня важна доступность образовательных ресурсов, и это не только wi-fi на всей территории школы. Например, при подготовке учебных проектов, ученики могут пользоваться ресурсами авторитетных источников учебной информации, работать в личном онлайн-кабинете. При этом безопасность и цифровую гигиену никто не отменял. В условиях цифровой среды следует создавать фильтр образовательного содержания, а для школьной системы — протокол защиты персональных данных».