Звуки [б–б’]. Буквы Б, б
— Познакомить учащихся с парными (по твёрдости — мягкости) звонкими согласными звуками [б–б’] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме.
— Воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.
Читать слова, восстанавливать слова и придумывать с ними предложения. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Давать характеристику звуку, осуществлять анализ пословицы. Оформлять свои мысли в устной форме, на уровне предложений или небольшого текста.
Звук, буква, боб, бра, скороговорка, ботаника, кант.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация знаний | Ребята, проверьте, всё ли готово к уроку. Сяду ровно, не согнусь, За работу я возьмусь! Послушайте отрывок из сказки и догадайтесь, кто гость нашего урока. Давным–давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос. Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время. — Неплохая вещь, — сказал сам себе Джузеппе, — можно смастерить из него что–нибудь вроде ножки для стола... Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, — так как очки были тоже старые, — повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей-то необыкновенно тоненький голосок пропищал: — Ой–ой, потише, пожалуйста! Джузеппе сдвинул очки на кончик носа, стал оглядывать мастерскую, — никого... Он заглянул под верстак, — никого... Он посмотрел в корзине со стружками, — никого... Он высунул голову за дверь, — никого на улице... «Неужели мне почудилось? — подумал Джузеппе. — Кто бы это мог пищать?..» Знаете ли вы ответ на этот вопрос? Верно, это Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик». С какого звука начинается его имя? (Со звука [б].) У каких героев этой сказки имена также начинаются с этого звука? (Кот Базилио, Карабас–Барабас.) Выделите первый звук в этих словах. Сформулируйте тему урока. Дайте полную характеристику первому звуку в данных словах. |
2 | 2. Первичное усвоение новых знаний | Посмотрите на имена героев и схемы. Соедините звуковую схему слова с нужным словом. (Есть лишняя схема.) Есть ли у звука [б] парный мягкий звук? Докажите. |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | На письме эти звуки обозначаются буквами Б, б. Корректурная проба Откройте рабочие тетради на с. 24, № 2. Найдите среди данных букв маленькую печатную букву б, обведите в кружок. Назовите слова, записанные схемами. Удалите указанные звуки. Запишите полученные слова. Сделайте звуковую схему слов. (Бобр–боб, баран–бра, барабан–баран.) Что такое боб? Что такое бра? Самопроверка схем на доске. |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Слоговой аукцион. — Придумайте слова, начинающиеся со слога – ба. (–ня, –нан, – ран). — Продолжите слово: боро… (–да, – вик). — Придумайте слова, начинающиеся со слога – бу… (–мага, – кашка, – тон, – лавка, – ратино). Физкультминутка. |
5 | 5. Первичное закрепление | Чтение слов в столбиках. Букварь с. 48. Назовите в слогах первого столбика правильное название буквы (б). Есть ли в этих слогах общий звук? (Нет.) Прочитайте слова второго столбика. Что заметили? (Меняется каждый раз гласный звук.) Как изменяются слова третьего столбика? (Меняется начало слова и смысловой оттенок.) Что общего у слов третьего столбика? (По 2 слога.) Какая общая часть в словах четвертого столбика? (–Бар.) Одинаковое ли лексическое значение у данных слов? (Нет, эти слова просто схожи по звучанию.) Что такое бар? (Отделение в стенке или шкафу; небольшое кафе.) Баран? (Дикое или домашнее животное.) Барабан? (Ударный инструмент.) Придумайте предложения с этими словами. |
6 | 6. Первичное закрепление | Работа c пословицей. Соберите из слов пословицу. Без терпенья нет уменья. Как вы понимаете смысл этой пословицы? |
7 | 7. Первичное закрепление | Перед вами слова. Распределите их в два столбика по мягкости/твёрдости звуков [б’] и [б] в словах. Барабан, белка, банан, бинт, бантик, буфет, бабочка, голуби, кобра, кабинет. |
8 | 8. Первичное закрепление | Замените букву б в слове бочка так, чтобы получились новые слова. (Дочка, почка, точка, ночка, мочка, кочка.) |
9 | 9. Первичное закрепление | Прочитайте слово. (Ботаника.) Что оно обозначает? Отнимая от слова ботаника по 4–5 букв, образуйте новые слова. Я только подскажу их значение, а угадывать будете вы сами. 1. Водоросли, плавающие густой массой в стоячей или малопроточной воде. (Тина.) 2. Тонкая скрученная пряжа. (Нитка.) 3. Лента, завязанная в виде нескольких переплетающихся в середине петель. (Бант.) 4. Крупное учреждение, где хранят деньги. (Банк.) 5. Музыкальный звук. (Нота.) 6. Стеклянный сосуд. (Банка.) 7. Дикая свинья. (Кабан.) 8. Вышитый цветной шнурок по краю или шву одежды. (Кант.) |
10 | 10. Первичное закрепление | И г р а «Полсловечка за вами» Бой… (-кот); бал… (-кон); буй… (-вол); бес… (-еда). |
11 | 11. Первичное закрепление | И г р а «Буква заблудилась» Жучка будку (булку) не доела; Неохота, надоело. *** Ехал дядя без жилета (билета), Заплатил он штраф за это. *** На остров налетел ураган, На пальме остался последний баран (банан). Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Что показалось сложным? |