Звук [й]. Буквы Й, й
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Познакомить детей с непарным мягким согласным звуком [Й] и буквами Й и й , обозначающими этот звук на письме.
Виды деятельности
Определять на слух наличие в словах звука [Й], правильно произносить и читать слова со звуком [й] и буквой Й. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Готовить и разыгрывать ситуации с опорой на иллюстрации в букваре. Сравнивать рисунки и предложения.
Ключевые понятия
Звук, буква, звуковая схема, непарный мягкий согласный, многозначные слова.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка учебной задачи | Прозвенел звонок. Дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте, всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки. Посмотрите на изображение. Какие предметы вы видите? (Йод, йог, йогурт.) Какой звук звучит в начале слова? [й] |
2 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Произнесите этот звук ещё раз. Как вы думаете, как его можно охарактеризовать? Он согласный, при его произнесении есть преграда. А ещё в отличие от других согласных [й] может обозначать только мягкий звук. Он непарный по мягкости —твёрдости. Я буду называть слова, а вы будете определять, в какой части слова находится звук [й]: тайна, вымой, май, лай, зайка, йод, спой, вкусный, герой, фуфайка. |
3 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Рассмотрите букву Й. На что похожа эта буква? Есть другая буква И — Рожки у неё, смотри. Эта И зовётся «краткой» Говорим мы просто Й: Йог съел йогурт сладкий, Ты куда, зайчишка? Стой! Раз–два–три–четыре–пять, Букву Й давай считать! Маленькая дужка (дуга) над буквой Й называлась раньше «крАтка». Сначала название буквы произносилось «И с краткой». Но постепенно преобразовалось в современное «и краткое». |
4 | 5. Первичное усвоение знаний | Посмотрите на слова и схемы слов. Найдите соответствующие пары. йогурт тройка конвой Обратите внимание, что буква Й всегда обозначает мягкий звук. Как вы понимаете слово конвой? (Вооружённый отряд, сопровождающий кого–то для охраны или предупреждения побега.) Физкультминутка |
5 | 6. Первичное усвоение знаний | Прочитайте только первый столбик. Что общего в записях первого столбика? (Это восклицательные предложения.) Когда мы используем такие предложения? Разыграйте ситуации, в которых можно использовать такие предложения. Посчитайте количество слогов в словах второго столбика. Какое слово лишнее? (Мой – 1 слог.) |
6 | 7. Первичное усвоение знаний | Подберите к словам первого столбика соответствующие слова из второго столбика. малый ==размер милый ==дедушка умный==взгляд Подберите свои варианты для слов первого столбика. |
7 | 8. Первичное усвоение знаний | Прочитайте текст. Сколько в нём предложений? На какие знаки препинания надо обратить внимание, чтобы прочитать текст выразительно? (Тире, восклицательный знак.) Тире указывают на диалог. Кто разговаривает в тексте? Выберите из текста предложение, которое соответствует данной схеме. Докажите. Нарисуйте схему третьего предложения. Чем будет отличаться? (Ещё одна запятая.) |
8 | 9. Первичное закрепление | Прочитайте стихотворение. Найдите все буквы и и й и выделите их нужным цветом. Йогурт вкусныЙ с ежевикоЙ, С вишнеЙ, с дынеЙ и клубникоЙ. Только самыЙ моЙ любимыЙ — Йогурт розовыЙ с малиноЙ. Рабочая тетрадь с. 23. Выполнить самостоятельно. |
9 | 10. Первичное закрепление | Прочитайте пословицу. Над чужой бедой не смейся. Сколько букв Й в этой пословице?(3.) Как вы понимаете её значение? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие затруднения испытали? |