Звук [й], буква Й, й. Закрепление
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [й] и буквами Й, й, обозначающими этот звук на письме.
Виды деятельности
Определять на слух наличие в словах звука [й], правильно произносить и читать слова со звуком [й] и буквами Й, й.
Готовят и разыгрывают ситуации с опорой на иллюстрацию букваря. Характеризуют звук [й]. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
Ключевые понятия
- Трамвай, урожай, герой, весёлый, грустный, аккуратный, неопрятный, находчивый, рассеянный, улей, рой.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация знаний | Ребята, улыбнитесь друг другу, Ведь хорошее настроение — залог успеха. Здравствуйте, садитесь. Прочитайте, пожалуйста, грамматическую сказку и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Заскучали буквы в алфавите. — Споём? — сказала одна своей соседке. — Да я не умею, — грустно ответила та. — А ты попробуй. Пой, как я: и–и–и–и–и–и–и–и–и! — Й…й…й… — И правда, не умеешь. Странно; все гласные поют, а ты нет. — А я не гласная. — Согласная, что ли? — Да. Согласная. — Ну и кому ж ты такая нужна? — Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите. — Стои, жалко, что ли? — Не стои, а стой. Видишь, вот и я пригодилась. — Ну хорошо, стой! Какую информацию вы получили из этого текста? Звук [и] — гласный, а звук [й] согласный. Сформулируйте тему урока. [й] (Звук [й], буквы Й, й. Различие гласного звука [и] от согласного звука [й].) |
2 | 2. Актуализация знаний | Прочитайте загадку и отгадайте её. Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в 5 минут. Ты садись и не зевай, Отправляется … (трамвай). |
3 | 3. Актуализация знаний | Какой звук на конце слова трамвай? Измените слово так, чтобы оно стояло во множественном числе. (Трамваи.) Составьте звуковые схемы данных слов. Слова: трамвай, трамваи. Ребята, посмотрите на схемы слов трамвай и трамваи. Определите, сколько слогов в первом слове, во втором. Почему количество слогов разное? (Звук (й) — согласный. Он не образует слог.) |
4 | 4. Первичное закрепление полученных знаний | Откройте учебник на с. 45. Прочитайте пары слов. Определите в них количество слогов. Сделайте вывод. Подберите к словам алый, мирный слова, отвечающие на вопросы кто и что? Продолжите слоги до слов. Рассмотрите домики с буквами. Какие буквы поселились в первом домике?; во втором? |
5 | 5. Первичное закрепление полученных знаний | Определите количество слогов в словах. Сараи (2, 3, 4), сарай (2, 3, 4), герои (2, 3, 4), герой (2, 3, 4), урожай (2, 3, 4), урожаи (2, 3, 4), лилии (2, 3, 4), лейка (2, 3, 4). |
6 | 6. Обобщение и систематизация полученных знаний | Вставьте пропущенные буквы. й//иогурт, маши//йна, ай//исберг, лай//ика, и//йгрушки, зай//ичик, й//иог, оби \\йда, и//йндюк, лучи//йк, чай//иник, ли//йцо, соловей//и. |
7 | 7. Обобщение и систематизация полученных знаний | Замените звук в середине слова на й. Прочитайте получившиеся слова. чаШка — чаЙка леСка — леЙка лаПка — лаЙка реЧка — реЙка моШка — моЙка соТка — соЙка гаЛка — гаЙка реЧка — реЙка |
8 | 8. Обобщение и систематизация полученных знаний | Прочитайте текст. Илья пришёл к реке. Над рекой летали чайки. Илья закинул удочку, но вся рыба ушла на дно. Ответьте на вопросы. Кто пришёл к реке? Кто летал над рекой? Что Илья закинул в реку? Куда ушла вся рыба? Почему? Выделите цветом слова, которые не переносятся. |
9 | 9. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | — Отгадайте загадку. Есть на свете сладкий дом. Мёдом пахнет в доме том, А жильцы жужжат от радости, В домик свой приносят сладости, Угощая нас потом. Угадайте, что за дом? (Улей.) А что такое улей? (Улей — специальное приспособление для жилья пчёл.) |
10 | 10. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Составьте предложение из набора слов и знака. Улей . летят в пчелы Составьте схему этого предложения. Как назовём семью пчёл, образующих группу? (Рой.) |
11 | 11. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Сравните последние звуки в словах улей и рой. Выполните звуковую схему слов самостоятельно. Проверка по эталону. |