Звук [ы]. Буква ы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Узнать звук [ы] и букву ы, обозначающую этот звук на письме.
— Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Виды деятельности
Учить делить слова на слоги, ставить в них ударение, устанавливать связь слов в предложении и наблюдать за изменением слов. Распределять роли и очерёдность действий при работе в парах. Анализировать пословицу, сравнивать слова, предложения.
Ключевые понятия
- Дылда, звук, буква.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация учебной деятельности учащихся | Прозвенел звонок. Начинается урок. Мы за парты сели ровно. И к работе всё готово. И должны вам показать, Как мы учимся читать, Думать, мыслить, отвечать. Послушайте, пожалуйста, сказку «Крыса Дылда и Пых–Пых» и определите тему сегодняшнего урока. — Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыплёнком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом: — Кара–ул!!! — А что случилось? — У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых–пых…» Умоляю, помогите! — Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая Дыл… э-э, здоровая, а к маленьким прибежала. — Он же все мои припасы съест! — зарыдала Дылда. — Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся, — сказал Мыша. — Т–ты что, б–боишься? — тихо спросил Цып. — А т–ты? — С тобой нет. И они пошли и дрожащими тонкими голосами запели храбрую песню. — Пойте коротышки, пойте и прощайте навек! — лёжа под кроватью, бормотала Дылда. Но через несколько минут друзья вернулись. — Всё, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха, — вытирая усы, сказал Мыша. — А кто же это был? — Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело. (Тема сегодняшнего урока «Звук [ы]».) |
2 | 2. Актуализация знаний | Произнесите кличку крысы. (Дылда.) Как вы думаете, почему автор дал такую кличку крысе? Какие ещё слова вы услышали со звуком [ы]? Определите местоположение этого звука в словах. (В середине и на конце слов.) Придумайте слово, которое начиналось бы со звука [ы]. Сделайте вывод. ( Таких слов нет!) Я не знаю, в чём секрет, Слов на эту букву нет, Только буквЫ все важнЫ, Мы запомним букву… (Ы) |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Произнесите звук, который издавало тесто. (Пых-пых.) Выделим голосом гласный звук. Как произносится звук? (Не встречая преграды, с голосом.) Сделайте вывод. (Звук [ы] — гласный.) Послушайте ещё раз, как звучит это слово и сделайте звуковой разбор. Какой буквой мы обозначим этот звук? (Буквой ы.) Обращаем внимание на графическую особенность этой буквы. Она состоит из двух элементов. |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Артикуляционная гимнастика. Прочитайте, найдите слова со звуком [ы]. Ы-ы-ы-ы! — гудит мой пылесос. Пыль сосёт он через нос. Хочет, чтоб мы жили В чистоте, без пыли. |
5 | 5. Первичное усвоение новых знаний | Составьте из слов скороговорку. Произнесите её тихо, медленно, громко, восторженно. Бобры храбры идут в боры. Сколько слов в предложении? Составьте схему этого предложения. |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Прочитайте рифму. А вот шагает буква Ы, Без Ы не выучитесь ВЫ! — Назовите слово, которое одновременно может быть и слогом. (вы.) Придумайте слова, в которых есть слоги – вы. Как произносится согласный звук, когда рядом звук [ы]? Сделайте вывод. (Звук [ы] делает твердым впереди стоящий согласный.) |
7 | 7. Первичное усвоение знаний | Прочитайте текст. Найдите слова со звуком [ы]. Бобёр — «король грызунов». Длина его тела достигает 70 сантиметров. Весит зверь почти 30 килограммов. Живут бобры до 25 лет. У этих зверей всё удивительное — и зубы, и шуба, и хвост! |
8 | 8. Первичное усвоение знаний | Сделайте звуковую схему к этим словам. Физкультминутка |
9 | 9. Первичное закрепление | Откройте учебник на с. 40. Сравните предметы и соответствующие к ним схемы. (Верхняя схема обозначает один предмет, нижняя — два.) В слове появилась буква ы. Меняется окончание (конец слова) а – на ы или добавляется звук (буква) [ы]. |
10 | 10. Первичное закрепление | Прочитайте столбики слов. Составьте короткие предложения со словами первого и третьего столбиков. (Мальчик мал. Девочка мала) Объяснение значений слова «ныл» (болел и капризничал) |
11 | 11. Первичное закрепление | Откройте букварь, с. 40. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос. |