Звук [о]. Буквы О, о
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Различать звук [о] и буквы О и о, обозначающие этот звук на письме.
— Принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, искать способы её решения.
Виды деятельности
Читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки. Соотносить названия предметов со звуковой и неполной буквенной схемами. Выделять из цепочки слогов слова и читать их. Понимать вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Использовать в общении правила вежливости.
Ключевые понятия
- Звук, буква, девиз.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация учебной деятельности учащихся | Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Вы за парты быстро сели И на доску поглядели. — Ребята, послушайте загадки. Кто там выкопал нору У пенёчка поутру? Кто там на пригорке Поселился в норке? Кто там целый день не спит, Всё жужжит, жужжит, жужжит..? Убегай, забыв вопросы. В той норе гнездятся … (ОСЫ). «Иа-иа!» — кричит уныло И трясёт короткой гривой. Чуть слышно цокают копытца — Что ж, не стоит торопиться. С кисточкою его хвостик… Идёт–бредёт упрямый… (ОСЛИК). C какого звука начинаются отгадки? (Со звука [о].) |
2 | 2. Актуализация знаний | Давайте произнесём этот звук все вместе. Догадались, что это за звук? Почему он гласный? (Он тянется, нет преграды.) Какие гласные звуки мы уже изучили? ([а], [у].) Посмотрите на изображение. К какой сказке нарисована эта иллюстрация? («Винни-Пух и все, все, все».) Автор этой сказки Алан Милн. Учитель читает отрывок из этой сказки в «Спутнике букваря». Найдите на иллюстрации (в букваре) предметы, которые начинаются со звука [о]. (Ослик, озеро, облако.) |
3 | 3. Актуализация знаний | Составьте звуковые схемы этих слов. Что сделаем сначала? (Посчитаем количество звуков.) Правильно. Теперь определите звуки и раскрасьте их соответствующими цветами. Что ещё необходимо сделать? (Разделить на слоги и поставить ударения.) Какое слово лишнее? Почему? (1 — облако: 6 звуков, в других словах 5, нет мягких согласных; 2 — ослик, в слове два слога, а не три.) |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Звук [о] на письме означается буквой О. Рассмотрите эту букву. На что она похожа? (Дети высказывают свои предположения.) «О! — сказала буква «О», — Знают все меня давнО, Я на мнОгОе пОхОжа: На кОльцО, баранку тОже, На кружОк, на кОлОбОк. КОлесО, луну, цветОк — Одуванчик иль рОмашку… На тарелку с маннОй кашкОй!» Посчитай в этом стихотворении все буквы О. |
5 | 5. Первичное усвоение новых знаний | Буква О, о бывает большая и маленькая. Вспомните, для чего нужна большая (заглавная) буква. (Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы, в начале предложения.) Молодцы! Расставьте правильно буквы в данных предложениях. К//кот О//огонёк съел на О//обед сосиску. Д//девочка О//оля увидела вдали О//огонёк. — Какое слово встретилось дважды? (Огонёк.) — Почему в первом случае оно пишется с большой буквы, а в другом — с маленькой? (Кличка кота пишется с большой буквы, а название предмета — с маленькой.) Физкультминутка |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Букварь, с. 32. Работа со схемами предложений. Посмотрите на схемы предложений. Чем является в первом предложении О? (Словом.) Составьте и прочитайте эти предложения. (У Наума книга о лошадке. Мама купила книгу Науму?/ Мама подарила книгу Науму?/ Мама читала книгу Науму?) Сравните эти предложения по количеству слов. Сравните предложения по интонации. Откройте букварь на с. 32. Прочитайте столбики слов и слогов. Найдите и прочитайте двусложные слова. Как вы сделали свой выбор? (В слове два слога. Сколько в слове гласных, столько и слогов.) Прочитайте односложные слова. Объясните их значения. |
7 | 7. Первичное усвоение знаний | Рассмотрите рисунки и соотнесите их названия со схемой. Все ли слова подходят к этой схеме? (Слово гном не подходит, 4 звука.) — Подумайте, какие ещё слова подойдут к этой схеме. (Лом, том.) Методический комментарий: Букварь, с. 32. Игра «Покорение вершин». — Прочитайте слоги. Получились ли слова? Найдите слово, которое можно прочитать по- разному (пАры — парЫ). Что означают эти слова? |
8 | 8. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с.17, № 1. — Сравните две группы букв. Чем они различаются? (В левой группе есть буква О, а в правой — нет.) Впишите в правую группу букв недостающую букву О. |
9 | 9. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с.17, № 2 . — Назовите изображённые предметы. (Ворона, колокол, колобок.) — Выделите ударный слог. — Посчитайте сколько в каждом слове букв О. Сколько звуков [о]? В зависимости от класса (готовности детей) можно дать понятия «сильная» и «слабая» позиции. |
10 | 10. Первичное закрепление | Работа c пословицей. Один — за всех и все — за одного. Как вы понимаете слова этой пословицы? Посмотрите на изображение. ОДИН — ЗА ВСЕХ И ВСЕ — ЗА ОДНОГО. Эта пословица существует у многих народов. Она означает, что каждый должен помогать каждому, оказывать взаимную помощь и поддержку. Именно она стала девизом мушкетёров — гвардейцев французского короля. Хорошо, если эта пословица станет и девизом нашего класса. C каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Что вам особенно понравилось и запомнилось на уроке? Что показалось сложным? |