Звук [э]. Буквы Э, э
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Различать звук [э] и буквы Э и э, обозначающие этот звук на письме.
— Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Виды деятельности
Учить делить слова на слоги, ставить в них ударение, устанавливать связь слов в предложении и наблюдать за изменением слов. Распределять роли и очерёдность действий при работе в парах. Анализировать пословицу, сравнивать слова, предложения.
Ключевые понятия
- Звук, буква, девиз.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация учебной деятельности учащихся | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. — Ребята, послушайте отрывок из сказки. «Спутник Букваря» — отрывок из сказки «Дюймовочка» Х. К. Андерсена. |
2 | 2. Актуализация знаний | Посмотрите на иллюстрацию. (Букварь с. 33.) Кто сегодняшние герои? (Дюймовочка, Эльф.) Какие ещё предметы вы видите? (Эскимо, эклер.) Чем похожи эти слова? (Они начинаются с Э.) Произнесите этот звук. На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.) Звук [э] — какой? (Гласный.) Что умеют гласные звуки? (Гласные образуют слоги. Могут быть ударными и безударными.) |
3 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Откройте букварь на с. 33 и прочитайте записи в столбиках. Что вы заметили? Прочитайте слова, в которых не стоит ударение. А теперь прочитайте только те слова, в которых ударение расставлено. Чем отличаются эти слова? (Знаки ударения стоят в словах двусложных.) Запомните, что в односложных словах ударения не ставятся! |
4 | 5. Первичное усвоение знаний | Составьте предложения к этим схемам. (Это Эмма. У Эммы красивое платье/волосы/бантики/туфельки. Это эму. У эму длинная шея/ ноги.) Что вы заметили? (Два слова похожи, но пишутся по–разному.) Эмма — имя девочки. Эму — крупная австралийская птица. Обратите внимание, что имя девочки меняется. Вижу кого? (Эмму.) Любуюсь кем? (Эммой.) Говорю о ком? (Об Эмме.) А вот название птицы не меняется. Кто? (Эму.) Вижу кого? (Эму.) Любуюсь кем? (Эму.) Говорю о ком? (Об эму.) Физкультминутка |
5 | 6. Первичное закрепление | Прочитайте загадку. Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал. Без тела, а живёт, Без языка кричит. О чём идёт речь? (Эхо.) Поднимите руку, кто слышал эхо. А где можно его услышать? (В лесу, в горах.) |
6 | 7. Первичное закрепление | Послушайте стихотворение Е. Благининой «Эхо». Я бегу у самого откоса И смешную песенку пою. Эхо звонко и разноголосо Повторяет песенку мою. Я спросила эхо: — Замолчишь ты? — А сама притихла и стою. А оно в ответ мне: «Ишь ты, ишь ты!» Значит, понимает речь мою. Я сказала: — Ты поёшь нескладно! — А сама притихла и стою. А оно в ответ мне: «Ладно, ладно!» Значит, понимает речь мою. Я смеюсь — и всё звенит от смеха, Замолчу — и всюду тишина... Иногда гуляю я одна, А не скучно, потому что эхо... А теперь, ребята, давайте поиграем. Игра «Эхо». (Учитель называет слова, а дети произносят его без первого звука.) Груши — (уши); олень — (лень); корзина — (Зина); машина — (шина); хлопушки — (пушки); смех — (мех); шутка — (утка); мрак — (рак); грозы — (розы). |
7 | 8. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь с. 17, № 4, 5. — Обведите буквы Э. — Продолжите закономерности (определённый повторяющийся порядок букв или других знаков). |