Знаки препинания
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Познакомить учащихся с понятием «интонация».
— Познакомить со знаками препинания в конце предложения.
Виды деятельности
Читать и сравнивать предложения с разной интонацией. Определять соответствие интонационных средств смыслу предложений. Определять существенные признаки предложения (законченность мысли, интонация конца предложения). Составлять схемы предложений.
Ключевые понятия
Слово, предложение, схема предложения, точка, вопросительный знак, восклицательный знак, интонация.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация полученных знаний | На доске вы видите схемы предложений. Чем они похожи? (Большая буква в начале, точка в конце.) А чем они отличаются? (Разное количество слов.) Сейчас я буду называть предложение, а вы — номер схемы, к которой оно подходит. Висит сосулька. Цыплята клюют зерно. Таня побежала домой. Дети посадили новое растение. Вчера был дождь. Сегодня идёт сильный дождь. 1) |____ _____. 2) |____ _____ ____. 3) |____ _____ ____ ____. |
2 | 2. Первичное усвоение новых знаний | Рассмотрите изображение. На что похож поезд? (На схему предложения.) Посмотрите, в конце нет точки, но есть запасные пути. Сколько их? (3.) В конце предложения может стоять любой из трёх знаков: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Их используют на письме для того, чтобы обозначать интонацию, с помощью которой должно произноситься предложение. |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Посмотрите на предложения. Послушайте, как я их прочитаю. Что вы заметили? Ура! С днём рождения! Мы победили! (Прочитали громко, радостно.) Если в предложении стоит восклицательный знак, то предложение надо произносить торжественно, радостно, взволнованно. Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения — Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны. Рассмотрите эти предложения. Чем они похожи? С какой интонацией мы их прочитаем? Где ты живёшь? Как тебя зовут? Почему ты плачешь? (С вопросительной.) Разные вопросы Задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Чьи? Какие? В чём? Вот такой я мастак, Вопросительный знак. Прочитайте следующие предложения. Как надо их читать? (Спокойно.) Наступила осень. Мы собираем урожай. Фразу следует закончить, Если точка рядом. Точку надо уважать. Точку слушать надо. |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Рассмотрите изображения и схемы предложений к ним. Потренируйтесь в составлении предложений. Прочитайте предложения вслух с соответствующей интонацией. |
5 | 5. Первичное усвоение знаний | Выберите соответствующий знак для предложений. Что случилось (.?!) Вот здорово (.?!) Идёт дождь (.?!) Кто спас зайку (.?!) Как сегодня красиво (.?!) |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Физкультминутка Расставьте предложения в правильном порядке так, чтобы получился связанный диалог. Кто там? Вам пришла посылка. Большое спасибо! |
7 | 7. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 6. |
8 | 8. Первичное закрепление | Прочитайте выразительно стихотворение. Определите количество предложений. Прочитайте только восклицательные предложения. Прочитайте вопросительное предложение. Какое предложение отсутствует? (Можно побеседовать по содержанию.) — Что ты, кошка, сторожишь? — Сторожу у норки мышь! Выйдет мышка невзначай, Приглашу её на чай! Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие затруднения испытали? |