Значения суффиксов
- Познакомить с двумя видами суффиксов: близкими или тождественными по значению, но различающимися по звучанию и написанию; совпадающими по звучанию и написанию, но имеющими разное значение
суффикс, значения суффиксов, суффикс -н-, суффикс -ов-, разбор слова по составу, морфемный разбор, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Выполняется фронтально, письменно упражнение 1 в учебнике — наблюдение за языковым явлением: одно и то же значение может передаваться разными суффиксами; выделение суффикса на основе развёрнутого толкования слова (переводчик — тот, кто переводит). Вопросы, проверяющие правильность выполнения первой части упражнения. Все написанные слова называют людей по профессии или роду занятий. Можно ли сказать, что во всех этих словах один и тот же суффикс? Какие группы слов образованы с помощью одного и того же суффикса? Какого? (Переводчик, грузчик — -чик-; печник, пожарник — -ник- и т. д.) Возможная трудность. Выделение суффикса -тель-: учащиеся могут выделить суффиксы «-атель-» или «-итель-», ориентируясь на слова испытатель, писатель, спасатель, учитель. Помощь. Выписать на доске глаголы испытать, писать, спасать, учить и отметить в них суффиксы -а-, -и-, сообщив ученикам, что это особые суффиксы глаголов, с которыми ученики познакомятся подробно в 4 классе, когда будут изучать глагол как часть речи. Во время ответов на вопросы учитель записывает на доске называемые учащимися суффиксы: -щик-, -чик-, -ник-, -ист-, -тель-. Вторая часть упражнения выполняется устно, с опорой на представленные на доске суффиксы. |
3 | 3. Введение нового материала | Упражнение 2 (работа в паре) в учебнике — знакомство с суффиксами прилагательных -н-, -ов-; повторение выделения имён прилагательных на основе вопросов и общего значения. Выполняется письменно, в парах, с последующей взаимопроверкой. Один ученик из пары пишет словосочетания, в которых имя прилагательное образуется с помощью суффикса -н-, а другой — словосочетания, в которых имя прилагательное образуется с помощью суффикса -ов-. После того как каждый напишет по три словосочетания, ученики меняются ролями. При проверке сначала читаются словосочетания, включающие прилагательные с суффиксом -н-, потом — с суффиксом -ов-. Возможная ошибка. Пропуск одной из двух букв в сочетании нн, возникающем на стыке корня и суффикса. Помощь. До начала письменного выполнения упражнения учитель указывает на появление такого сочетания двух одинаковых букв в случаях, когда корень заканчивается на букву н и добавляется суффикс -н- (каменный, осенний, туманный). |
4 | 4. Введение нового материала | Выполняется коллективно, устно упражнение 3 (трудное) в учебнике — знакомство с явлением омонимии суффиксов (термин не вводится), выяснение значений суффиксов, решение проблемной задачи. Обратите внимание. Необходимо предоставить возможность каждому ученику высказать своё мнение с обязательным доказательством. При этом учитель постоянно напоминает ученикам, что важно различать не только звучание, но и значение суффиксов. Результатом работы с каждой группой должен быть примерно такой вывод: в словах чайник и цветник суффикс -ник- помог от слов чай и цветы образовать слова, называющие местоположения этих предметов: чайник — сосуд для чая, цветник — место, где растут цветы. Можно сказать, что значение суффикса -ник- — указание на место, в котором что-то содержится. В словах школьник, дворник суффикс -ник- помог от слов школа и двор образовать слова, обозначающие людей по роду занятий, профессии. У суффикса -ник- в слове чайник и у суффикса -ник- в слове школьник совсем разные значения, значит, это разные суффиксы. Если бы это был один и тот же суффикс, пришлось бы считать, что школьник — это место, где находится школа, и наоборот, что чайник — это человек, профессия или занятия которого связаны с чаем. Вопрос для проверки понимания: в какой столбик нужно было бы записать слова печник, кофейник, соусник? При работе со следующей группой суффиксов учащиеся должны отметить, что первый суффикс -чик- передаёт уменьшительно-ласкательное значение, а второй суффикс -чик- обозначает людей по их профессии. Слова для проверки понимания: стульчик, переводчик, костюмчик. В третьем случае учащиеся должны увидеть, что первый суффикс -ик- передаёт уменьшительно-ласкательное значение, а второй суффикс -ик- обозначает людей по профессии или по присущим им качествам. В четвёртом случае учащиеся должны отметить, что первый суффикс -арь- помогает передать значение «сборник» (словарь — сборник слов, букварь — сборник букв), а второй суффикс -арь- обозначает людей по профессии и роду занятий. Для проверки понимания можно предложить слова пахарь, звонарь и вопрос: можно ли сказать, что аптекарь — это сборник аптек? Рубрика «Подсказка» и выбор одного из двух вариантов ответа подводят итог проведённой работы. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Выполняется устно, в группах упражнение 4 (работа в группе) в учебнике — обобщение знаний, полученных учащимися при изучении темы «Суффикс». Учитель заранее выносит таблицу на доску и в процессе обсуждения результатов работы в группах заполняет её. Материал упражнения можно использовать как наглядное пособие (после проведённой работы ученики могут дома подготовить для себя карточки). |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 5 (по выбору) в учебнике — отработка умения находить в словах корень, суффикс и окончание. В классе коллективно выполняется только разбор по составу. Дополнительные задания 1. Доказать, что в слове травинка нельзя выделить два суффикса: -ин- и -к-. (В русском языке нет слова «травина», поэтому нельзя говорить о том, что сначала было слово трава, потом травина, а потом травинка. Слово травинка образовано от слова трава с помощью суффикса -инк-.) 2. Найти в тексте упражнения слова с чередованием х//ш в корне. (Колышутся — колыхаться, вершины — верх, тихо — тише, мох — замшелый.) |
7 | 7. Каллиграфическая минутка | Проанализировать особенность соединений строчных букв бн, бк, бр, би. Прописать данные буквосочетания. |
8 | 8. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание. Списать упражнение 5 в учебнике (с. 130). |