Жизни река бежит
Цели урока:
- Сформировать образ реки, сочетающий в себе реку как географическое понятие и как символ человеческой жизни.
- Познакомить детей с понятием благотворительность.
- Зародить в душах детей желание заниматься благотворительностью.
Разработка урока предназначена для учащихся 5 класса. На этом уроке дети открывали знания о реке как географическом объекте, опираясь на нравственные понятия, уже знакомые по урокам ОПК, и на новое понятие «Благотворительность».
Ход урока
Как важно жить с миром в душе, как важно замечать радости в жизни и радоваться радости ближнего своего. Урок начинаем по традиции: поделимся своей радостью и порадуемся радости другого (первый ученик делится своей радостью, другой говорит: « А я – то как этому рад! А я рад…– называет свою радость). Последним говорит учитель: «А я – то как этому рада! А я рада пригласить вас в путешествие – размышление».
А вот куда отправимся в путешествие и о чём будем размышлять, узнаем, отгадав загадку:
Всё бежит, течёт она,
Знает– для чего, куда.
Богом нам она дана.
(Река)
Я в этой загадке вижу ещё одну отгадку. Эта жизнь. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по реке и будем размышлять о жизни. Что бы вы хотели узнать во время путешествия по реке? (Предполагаемые ответы уч-ся: Что такое река? Какие бывают реки?)
А о чём будем размышлять? (Что такое жизнь? Как надо жить? К чему стремиться в жизни?)
Помогут нам в плавании волны, которые вы сможете выбирать.
Итак, в путь! Начнём путешествие с самого начала реки. У всего есть начало, и у реки и жизни тоже есть начало. А как называется начало реки? Начало реки называется исток. Где может начинаться река? Истоком реки может быть сток с тающего ледника в горах, болота, озера, это может быть родник. А начало жизни как называется? (Детство, молодость). Какие волны несут нам мудрости, связанные с началом реки и жизни человека?
У учащихся на партах лежат волны с афоризмами, из которых они выбирают нужное:
С чистого родника чистая река течёт.
Прикрепив волну к изображению реки на доске, учитель спрашивает: «Как вы понимаете это высказывание?» Это прямой смысл. Но здесь есть ещё переносный, обобщённый смысл. Если не о реке, а о человеке сказать?… Все добродетели закладываются в детстве. Какие-то даны человеку от рождения, а бывает, что их приходится в себе воспитывать. Добрые качества воспитываются в том числе и посредством благотворительности.
– Ребята, расскажите, как вы понимаете слово «благотворительность»?
– Благотворительность – творить благо.
– Что значит «творить»? – создавать, делать, совершать.
– Что значит «благо»? – добро.
– Заниматься благотворительностью – это делать людям добро.
Жизнь как река?
Жизнь как река, в истоке возникает.
На свет родившись чистым родником,
Вобрав тепло и свет, проистекает
Из детства говорливым ручейком.
А ручеёк наш уже превратился в речку, теперь нам нужны лодки. Сейчас мы их построим. Выбирайте цвет будущих лодок, и под песню «Добрые дела» начинаем строить.( Учащиеся вместе с учителем делают лодочки из цветной бумаги.)
Слушаем песню.
Добрые дела
Слова Г. Диодорова, музыка В.Мигуля, исполняет В.Мигуля.
Спешите делать добрые дела,
Которые всегда идут не в счет.
Спешите делать добрые дела,
Когда к вам благодарность не придет.
Спешите делать добрые дела,
Которые рассудку вопреки.
Что у истока человек пошлет,
То и получит в устье у реки.
Спешите делать добрые дела,
Ни денег не сулящие, ни благ.
Спешите делать добрые дела,
Забыв на веки принцип "так-на-так".
Спешите делать добрые дела,
Но не копите в памяти обид.
Хоть тот, кому вы сделали добро
Вам этого по жизни не простит.
Спешите делать добрые дела,
Чтоб за свое добро любить других.
Спешите делать добрые дела,
Во имя утвержденья вас самих.
Спешите делать добрые дела.
Получится – считайте, повезло!
Спешите делать добрые дела,
Чтоб не хватило времени на зло!
Итак, лодки готовы! Но пока мы их строили, две волны слились в одну, мудрость её звучала в песне. Кто назовёт?
Прикрепляю выбранную учениками волну «Что у истока человек пошлёт, то и получит в устье у реки».
Как вы это понимаете?
Продолжаем путь по реке. А что же такое река? (Дети делают предположение.) Точное определение есть в учебнике, найдите его на стр.96. Поток – ключевое слово в определении реки. И в жизни человека тоже есть важная добродетель, которую можно сравнить с потоком. Узнаем это из басни Крылова «Пруд и река».
«Что это», говорил Реке соседний Пруд:
«Как на тебя ни взглянешь,
А воды всё твои текут!
Неужели таки, ты, сестрица, не устанешь?
Притом же, вижу я почти всегда,
То с грузом тяжкие суда,
То долговязые плоты ты носишь.
Уж я не говорю про лодки, челноки:
Им счёту нет! Когда такую жизнь ты бросишь?
Я, право, высох бы с тоски.
В сравнении с твоим, как жребий мой приятен!
Конечно, я не знатен,
По карте не тянусь я через целый лист,
Мне не бренчит похвал какой– нибудь гуслист:
Да это, право, всё пустое!
Зато я в илистых и мягких берегах,
Как барыня в пуховиках,
Лежу и в неге и в покое;
Не только что судов
Или плотов,
Мне здесь не для чего страшиться:
Не знаю даже я, каков тяжёл челнок;
И много, ежели случится,
Что по воде моей чуть зыблется листок,
Когда его ко мне забросит ветерок,
Что беззаботную заменит жизнь такую?
За ветрами со всех сторон,
Не движась, я смотрю на суету мирскую
И философствую сквозь сон»,–
«А, филофствуя, ты помнишь ли закон?»
Река на это отвечает:
«Что свежесть лишь вода движеньем сохраняет?
И если стала я великою рекой,
Так это от того, что кинувши покой,
Последую сему уставу.
Зато по всякий год,
Обилием и чистотою вод
И пользу приношу, и в честь вхожу и в славу.
И буду, может быть, ещё я веки течь,
Когда тебя уже не будет и в помине,
И о тебе совсем исчезнет речь».
Слова её сбылись: она течёт поныне;
А бедный Пруд год от году всё глох,
Заволочен весь тиною глубокой,
Зацвёл, зарос осокой,
И, наконец совсем иссох.
Так дарование без пользы свету вянет,
Слабея всякий день,
Когда им овладеет лень
И оживлять его деятельность не станет.
Чем отличается река от пруда? (река трудолюбивая, помогает людям, а пруд ленивый). Теперь вы догадались, что движет человека по реке жизни? А всякий ли труд радует Бога? Если человек работает, принося пользу людям, его труд радует Бога. Какая волна нам шепчет об этом?
Творить добро можно только с помощью Божией, при усиленном личном труде.
Продолжаем наше путешествие по реке и размышления о жизни. Посмотрите: справа от нас по течению правый берег, а слева соответственно левый. Река принимает правые и левые притоки. Какая волна поможет нам плыть дальше?
Река не бывает без притоков, человеку без друзей не жить.
УСухомлинского В.Я. есть такой рассказ: три недели не был Серёжа в школе – болел. Соскучился по товарищам, учителям. Радостный, возбуждённый, пришёл мальчик в школу после болезни. Вот и парта его , вот и товарищи … Представьте, что вы его одноклассники. Чтобы каждый из вас сказал ему, как только он вошёл в класс? О чём бы вы, может быть, спросили его? А теперь послушайте, что произошло на самом деле: «Думалось Серёже: в глазах ребят увидит радость и удивление. Но глаза их были спокойны и неподвижны. Сосед по парте, Коля спросил:
– А ты выполнил сегодня задание?
– Выполнил, – тихо сказал Серёжа и заплакал».
Почему заплакал Серёжа? Потому что ребята проявили к Серёже равнодушие, безразличие. Какую важную добродетель не проявили ребята? Милосердие. Надеюсь, что вы не бываете равнодушными к беде ближнего и в вашем сердце живёт милосердие. А не обладает ли этим качеством наша речка?
Проверим это. Откроем книгу священника Артемия Владимирова и прочтём : «А какая вода мягкая, нежная! Никого не обидит, ни с кем грубо не обойдётся, но каждого прохладит, освежит, да ещё и омоет, очистит… Такого свойство истиной любви , заповеданной нам Христом: так действуй, так поступай, чтобы всякий, даже случайно подошедший к тебе человек, перемолвившись с тобою двумя – тремя словами, отошел просветлённый , утешенный, словно сделал глоток свежей, прохладной воды…»
Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесной и духовной. Дела милости телесной следующие: накормить голодного, напоить жаждущего, поделиться одеждой, посещать больных.
Дела милости духовной следующие: успокоить расстроенного человека, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении, предупредить в опасности, молиться за него Богу, развеселить печального, не отвечать на зло, которое сделали нам другие, от сердца прощать обиды.
Что же в нашей жизни мешает нам быть такой милосердной, как речка? Найдите волну. «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Эта Заповедь Христова объясняет, почему люди занимаются благотворительностью.
Продолжаем путешествие – размышление.
Главная река и её притоки образуют речную систему, которую называют по главной реке, потому что она наиболее длинная и многоводная. Так и в жизни человека формируется система ценностей. Что такое ценности? То, что мы ценим (доброта, честность, порядочность…) А где мы эти ценности берём? ( В семье, в школе.) Эти ценности обогащают душу человека. А как река пополняет свои воды? Откуда она их берёт? С суши: талые воды, дождевые воды – всё это стекает в реку. Часть суши, с которой вода собирается в реку, называется бассейном реки. (Показ по карте бассейнов Оби и Волги.) Между двумя соседними бассейнами проходит линия водораздела. В горах водораздел совпадает с линией главного хребта. А на равнинах водораздел находится на плоских возвышенностях. Линии водоразделов помогают не только определить бассейн реки, но и отнести реки к бассейнам океанов. (Показ по карте.) Н-р, Амур принадлежит бассейну Тихого океана, реки Сибири (Обь, Енисей, Лена) относятся к бассейну Северного Ледовитого океана.
Жизнь как река?
Жизнь как река.
Путь по земному руслу продолжает,
Впитав в себя окрестных вод поток.
Жизнь, как река, с годами обретает
Сил полноту, как возраста итог.
Реки бывают разные: равнинные и горные.
Задание по группам. Используя рисунок с.98 учебника, распределить особенности рек по кармашкам: горная река и равнинная река.
Характерные особенности рек: 1. Узкая глубокая долина. 2. Крутые склоны. 3. Каменистое русло. 4. Велика разность высот истока и устья. 5 Высока скорость течения. 6. Неглубокая долина. 7. Разность высот истока и устья не велика. 8. Скорость течения мала. 9. Широкая заболоченная пойма.
Вы теперь поняли, какой характер имеет равнинная и горная река. И у каждого человека свой характер. Представьте, если бы вы были рекой – то какой: горной или равнинной? Почему?
Жизнь как река?
Жизнь как река.
В ней омут чувств: от радости до горя.
Неудержим событий жизни бег.
И бьются волн стремнины средь предгорий,
Среди равнин нрав безмятежен рек.
Характеры у всех людей разные, но это не мешает им заниматься одним благим делом.
Совершая дела добра и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие, перестает быть для нас чужим, что он входит в нашу жизнь. Это относится не только к людям, но и ко всему, что нас окружает. Примером может быть наш маленький лес, о котором расскажет… ( подготовленный ученик).
Наш маленький лес
В мае прошлого года мы, учащиеся школы с. Апалиха, ходили в поход на Троицкую гору. Этот поход произвёл на нас неизгладимое впечатление. Мы очень радовались, осознавая, в какой красоте мы живём!
Полюбовавшись природой, мы захотели сделать что-то, чтобы защитить её, помочь ей. И в этом году наше желание исполнилось: едем на «УАЗике» в лес сажать сосновые саженцы. Среди леса видим распаханные борозды, где до этого спилили старые высохшие деревья.
Виталий Иванович, наш лесничий, раздал нам вёдра с саженцами сосны и очень интересные орудия, которые мы увидели в первый раз. Называются они мечами. Это тяжёлый инструмент в виде стальной узкой лопаты с черенком, заканчивающимся деревянной рукояткой. Лесничий показал нам, куда и как сажать сосенки. Сажали мы по два человека на борозде: один ударял мечом в землю и покачивал им, чтобы расширить глубокую ямку, другой опускал и придерживал саженец. Потом первый рядом с саженцем пробивал мечом землю ещё раз и толчком от себя прижимал корень саженца. Работа эта, скажем честно, достаточно тяжёлая, но мы очень старались и не ныли. Работали с огоньком, и, несмотря на прохладный день, скоро всем стало жарко. Те, кто быстрее справлялся с посадкой, помогали другим. Уходя, мы оглянулись и увидели стройные ряды маленьких зелёных сосёнок. Глазам своим не поверили: неужели это всё сделали мы? Мы посадили около 600 сосен.
После работы Виталий Иванович пригласил нас на полянку, где мы пили чай. Каждый задумался о своём, а может быть, все об одном: нас объединяло какое-то необъяснимое чувство переживания за общее, очень дорогое сердцу и уже родное – наш маленький лес. Неужели кто-нибудь из нас после того, что ощутил, перечувствовал, способен сломать ветку или срубить дерево – даже на Новый год?
Продолжаем путешествие, и на пути у нас преграда. Твёрдые горные породы образуют уступы в русле реки. Вода здесь бурлит, перекатываясь, делает усиленные движения через выступы или валуны. Участки русла реки с бурным течением называются порогами. И в жизни у нас тоже есть пороги – это всё то, что мешает нам творить добро: корысть, эгоизм, жестокосердие. Живёт в нашем селе бабушка Клава. Ребята из нашей школы согребли мусор, сухую траву около дома и взяли за это деньги. Благое ли это дело? А вот и новая волна набежала, ещё одну мудрость вынесла на берег:
Бескорыстие – главное качество, которое отличает тех, кто занимается благотворительностью.
Наше путешествие подходит к завершению.
Так, размышляя о жизни, мы доплыли с вами до устья. Устье – это место впадения реки в другую реку, море, океан. Здесь русло заканчивается, а вода реки становится частью океана. Что это вам напоминает в жизни человека? Тело, как и русло, умирает, а душа, как и вода в реке, продолжает жить вечно. Река стремится к океану, а человек призван соединиться с Богом.
Жизнь как река?
Жизнь, как река, бурлить не перестанет
В водоворотах ритмов, скоростей.
До устья ей бежать, пока не станет
Частицей моря жизненных страстей…
Но чтобы соединиться с Богом в Царстве Небесном, человек должен чему– то научиться. Подведём итог нашего размышления о жизни. Чему должен научиться человек в этой жизни? Ребята делают запись на своих лодках. Заслушиваем ответы учащихся, обобщаем, создаём волну: «Человек в этой жизни должен научиться творить добро».
А что каждый из нас может уже сейчас сделать доброго, благого для людей?
Ответы детей.
Учитель: Каждому из нас под силу совершать благие дела, главное иметь желание. Мы можем и должны помогать тем, кто нуждается, тем, кто рядом с нами. Оглянитесь вокруг, наверняка, у вас по соседству есть одинокие старушки, о которых некому позаботиться, сбегайте ей за хлебом, сходите в аптеку за лекарством, помогите донести сумки человеку, подайте кружку воды, накормите нищего, скажите добрые слова чужой бабушке, покормите бездомного котенка, помогите заболевшему однокласснику сделать домашние задания и т.д. Всегда найдется дело для доброго сердца.
Песня «Добрые дела». Слова Г. Диодорова, музыка В.Мигуля, исполняет В.Мигуля.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.