Земля среди других планет Солнечной системы. География. 5 класс. План-конспект урока
Тип учебного занятия по дидактической цели – изучение нового материала.
Оборудование: учебник «География. 5 класс» § 3, видеофрагменты, глобусы, мягкие линейки, рулетки.
Базовое содержание урока |
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
Ценностный компонент урока |
Творческий компонент урока |
|||||
Смысловые блоки содержания |
Познавательные задачи для учащихся |
|||||||
1. Организационно-мотивационный этап урока |
||||||||
Определение |
Учебник с. 14. Беседа по вопросам: – Что называют космосом или космическим пространством? – Какие космические тела вам уже известны? – Почему космические тела видны в ночном небе? |
– Предлагают варианты понятия «Космос». – Называют планеты, звезды, кометы, метеоры и метеориты. – Высказывают различные предположения |
|
|
||||
Формулирование задач урока |
Изучите название разделов параграфа и сформулируйте на их основе задачи (применив деятельностную форму, используя глаголы) |
Формулируют:
|
|
С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа |
||||
Создание мотивационной установки |
– Для чего современному человеку необходимо знать историю возникновения планеты Земля? – Известно, что наша Земля является одной из планет Солнечной системы. Что общего и что отличительного у нашей планеты и других планет Солнечной системы? |
– Высказывает свое мнение. – Высказывают свои предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке |
|
|
||||
2. Процессуально-содержательный этап урока |
||||||||
Земля в Солнечной системе |
По рис. 5 и тексту раздела 1 учебника определите общие и отличительные признаки планеты Земля от других планет Солнечной системы |
– Выделяют в тексте «Земля в Солнечной системе» с.14–15 учебника необходимые данные (факты) и заполняют таблицу:
|
|
Дополняют таблицу |
||||
Возникновение Земли |
Просмотреть фрагмент фильма «Дело о планете Земля: Рождение Земли» (начало) (http://rutube.ru/tracks/2317444.html) и сделать вывод о том, как появились космические тела и происходило зарождение Земли |
Знакомятся с фрагментом фильма и приводят утверждения ученых о происхождении, космических тел. Работа с рис. 6 стр. 16 |
|
Составить свой рассказ об этапах развития планеты |
||||
Этапы развития Земли |
Используя рис.6 и тест раздела 2 «Возникновение Земли» составьте рассказ «Развитие Земли» |
|
|
В рабочей тетради выполните зад. 2 с. 8 и дополните рисунок еще одним фрагментом |
||||
Форма и размеры Земли |
Используя глобус как модель Земли, попробуйте доказать или опровергнуть утверждение И. Ньютона о том, что Земле не имеет форму идеального шара |
Изучают последовательность шагов «Школы географа-следопыта» с. 17–18 и на основе проведенных измерений приходят к выводу о точности модели Земли – глобуса в виду значительных уменьшений модели, на которой трудно заметить сплюснутость Земли на полюсах в 21 км. В рабочей тетради делают необходимые записи на с. 9 |
|
С помощью карандаша и закрепленных на нем полосок бумаги проведите опыт, наглядно демонстрирующий причину сплюснутости Земли у полюсов |
||||
3. Этап закрепления |
||||||||
Закрепление |
1. Вопросы для беседы: – Сколько планет в Солнечной системе? – По каким признакам некоторые планеты объединены в Земную группу? – Какой возраст у нашей Земли? Когда и как она возникла? |
Отвечают на вопросы. – 8 планет. – Называют газовую оболочку, твердую поверхность, внутреннее содержание, малое количество спутников, близкое положение к Солнцу. – 4,6 млрд лет |
|
|
||||
|
2. Тестирование 1) Выберите планеты земной группы:
а) Меркурий, Венера, Марс, Земля 2) Выбери планеты - гиганты:
а) Уран, Земля, Меркурий, Марс 3) Какая из планет Солнечной системы имеет самый короткий год?
а) Земля 4) Какая из планет имеет самые длинные сутки по сравнению с его годом?
а) Плутон 5) Какая из планет земной группы находится ближе всего к Земле?
а) Марс 6) Какая из планет является самой яркой на ночном небе?
а) Меркурий 7) На какой планете облака совершают облет поверхности за 4 часа?
а) Марс 8) Названия спутников этой планеты переводятся как “страх” и “ужас”. О какой планете идет речь?
а) Юпитер 9) Какую планету называют красной?
а) Юпитер 10) Выберите из списка планет те, которые имеют кольца?
а) Юпитер |
Отвечают и проводят взаимопроверку, используя ключ:
1 – б, |
|
|
||||
Подведение итогов |
Подготовьте свое предложение в общий (всего класса) рассказ о том, что узнали на уроке: – Как возникла Земля в Солнечной системе? – Какие у нее есть особенности? – Как она развивалась? – Какую имеет форму и размеры? |
Составляют коллективный рассказ, дополняя предложения предыдущего товарища выстраивая его в логике |
|
|
||||
4. Рефлексивный этап урока |
||||||||
Рефлексия деятельности |
– Прием «Ассоциации» К предложенному понятию каждый участник подбирает 2-3 слова (пишет в тетради или вслух говорит), с которым оно у него ассоциируется. Можно взять понятие «Земля» |
– Записывают на предложенных листочках. Зачитывают вслух |
|
|
||||
Рефлексия эмоционального состояния |
Прием «Пять пальцев» М – (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил? Б – (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг? С – (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа? У – (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал? Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?
Обведите свою ладошку. – На мизинце продолжите: Я узнал о... – На безымянном продолжите: Я сделал… – На среднем пальце продолжите: Настроение у меня … – На указательном – продолжите: Я помог … – На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие … |
Обводят ладошки, подписывают и прикрепляют возле модуля «Солнечная система». «Порядок должен быть везде. Во Вселенной, в Солнечной системе, в наших мыслях, делах, поступках. И тогда воцарится гармония, любовь, красота, мир в нашей жизни и во всем необъятном космосе». |
– Анализируют свою деятельность на уроке. – Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие словами. |
|
||||
5. Объяснение домашнего задания |
||||||||
Обязательное задание |
– Найти в тексте (параграф 3 с. 14–17) определения основных понятий урока и выписать их в тетрадь. – Выполните устно задание 5 и 6 с. 18 учебника. – В рабочей тетради выполните задания 1, 3. с. 8–9 |
– Находят в параграфе основные понятия и выделяют в тексте их определения. – Готовят ответ на задания в конце параграфа. – Выполняют задания в тетради |
|
|
||||
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) |
Создание с помощью разноцветного пластилина модели солнечной системы |
По рис. 5 и другим источникам определяют соотношение размеров планет Солнечной системы и расстояний удаленности от Солнца |
|
Готовят модель, пропорции размеров планет и Солнца |
||||
Составление презентации о различных гипотезах возникновения Земли |
– Изучают детскую энциклопедию (Аванта+), географические словари и Интернет-ресурсы. – Выбирают необходимый материал и составляют сообщение или презентацию |
|
Презентация в программе Power Point «Гипотезы возникновения Земли» |