За добро добром!
Цель: формирование нравственных качеств личности через восприятие и понимание добра
Задачи:
- Способствовать формированию нравственных качеств.
- Определить понятие добра на русском, английском и немецком языках.
- Развивать познавательный интерес на примере пословиц на иностранном языке.
- Пополнить словарный запас учеников: рассмотреть синонимы слово «добро» и «благотворительность» на иностранных языках.
- Воспитывать умение и желание делать добрые дела.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с карточками, самостоятельная работа с источниками информации.
Основные термины и понятия: доброта, благотворительность, милосердие, взаимопомощь, взаимопонимание.
Оборудование: плакаты с пословицами о доброте, стихотворения для чтения детьми, карточки для работы в группе, рисунки с солнышком, фонограмма с песней: муз. И. Лученка, «Дорога добра».
Ход занятия
– Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ, КАК ВСЕГДА, НЕ ХВАТАЕТ...
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
Генрих Акулов
– Догадались, что это?
– Доброта!
– О каком качестве человека пойдёт речь?
Необходимо заполнить первый столбик в табличку:
Знал до урока: |
Узнал сегодня: |
Хочу узнать |
Добро: |
|
|
Благотворительность: |
|
|
|
|
|
– Для чего нужно об этом говорить?
– Да, сегодня мы с вами будем говорить о доброте. Почему то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны такие качества, как сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность, благотворительность?
– Доброта..., Добро... Что же это такое? Прочитаем два высказывания.
«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. Виктор Мари Гюго
- Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен
– Это человеческое качество ценилось во все времена.
Ребята, вы сегодня изучаете иностранные языки, среди вас есть те, кто учит английский и немецкий языки. Кто переведет и запишет на доске слово «добро» и его синонимы на другие языки?
Английский : kindness, gentleness, goodness, goods; welfare; possessions; goods and chattels; stuff ; good; property; assets
Немецкий: die Güte ; das Wohl(tun ); das Vermögen; dieWohltat
– Есть ли разница в значении этих слов?
– Вспомним пословицы и поговорки о доброте на изучаемых нами языках. Работаем в паре по карточкам. Ребята читают пословицы, переводят их дословно, объясняют значение пословицы и подбирают соответствующий русский аналог.
It is an ill wind that blows nobody good.
Досл.перевод: Плохой ветер, что никому не надувает добра.
Русский эквивалент: Нет худа без добра.
A forced kindness deserves no thanks.
Досл.перевод: Заставленное добро не заслуживает благодарности.
Русский эквивалент: Вынужденная доброта не стоит благодарности.
A good deed is never lost.
Досл.перевод: Хороший поступок никогда не теряется.
Русский эквивалент: Доброе дело без награды не остается. Добро всегда вспомянется. За доброе дело жди похвалы смело. Доброе добром поминают.
A good beginning is half the battle.
Досл.перевод: Хорошее начало — половина битвы
Русский эквивалент: Доброе начало полдела откачало.
A good example is the best sermon.
Досл.перевод: Хороший пример лучшая церемония (проповедь).
Русский эквивалент: Ничто не убеждает людей лучше примера.
Adel liegt (sitzt) im Gemüte, nicht im Geblüte. Благородство заложено не в крови, а в душе. Благородство не в крови, а в душе.
Am Handel erkennt man den Wandel. По поступкам узнают об образе жизни. По поступкам узнают человека.
Ein Bild ist besser als tausend Wörter. Одна иллюстрация лучше тысячи слов. Добрый пример лучше сотни слов.
Ein guter Nachbar ist mehr wert als ein Bruder in der Ferne. Хороший сосед стоит дороже, чем брат вдалеке. Добрые соседи лучше, чем далекая родня.
– Ребята, объявляется конкурс иллюстраций пословиц о добре. Вы можете работать в группе или индивидуально – выберите понравившуюся пословицу и проиллюстрируйте ее. В ваших работах должна быть отражена пословица, а также она должна быть написана на плакате большим, четким шрифтом на самом рисунке или рядом с ним. Времени у вас – неделя. Затем мы устроим выставку ваших работ в актовом зале школы. Выставка у нас получится на разных языках. Жюри определит победителей и призовые места.
– Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? (милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность, скромность).
– Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слова «,die Wohltätigkeit, die Armenfürsorge, alms-deed; beneficence; benevolence; well-doing; благотворительность, взаимопомощь».
Благотворительность — оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.
– Благотворительные организации популярны не только в России, но и за рубежом. О каких организациях вы слышали? Для чего они существуют?
– Какие добрые дела мы с вами может совершать? Ученики предлагают варианты.
В Германии на улицах, около церкви, стоят Buecherschranke (смотрим фото). Люди могут оставить здесь ненужные им книги, а те, кто в них нуждается, совершенно бесплатно может взять их себе.
– Можем ли мы в нашей школе организовать подобный уголок?
А теперь давайте подведем итоги: заполним табличку, которую получили в начале урока – два оставшихся столбика, что вы знали ранее? что нового вы узнали ? что хотели бы узнать поподробнее?
Спасибо. Добрый путь вам! В добрый час!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.