Является ли Октябрь 1917 года величайшим событием в истории?
Мероприятие разработано для учащихся 9–11 классов и проходит в форме интеллектуальной игры с применением интерактивной педагогической технологии «дебаты». Участники разбиваются на две команды, задача которых - выдвигать аргументы за и против предложенного тезиса с целью убедить противоположную сторону в своей правоте. Перед дебатами проходит подготовительный этап.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Пояснительная записка
Формулировка темы «Является ли Октябрь 1917 года величайшим событием в истории?» основана на задании № 8 к параграфу 3 «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к Гражданской войне» (учебное пособие, стр. 29).
Для подготовки к мероприятию учащиеся использовали все материалы параграфов 3-12 учебного пособия: текст параграфа, содержание рубрик «Давайте обсудим», «Изучаем источник», «Мнения, точка зрения», фотографии, репродукции плакатов, картин; словарь понятий и терминов.
В презентации к мероприятию использованы сканированные фотографии (учебное пособие, страницы 66, 83, 85, 99, 112, 113).
Слова ведущего в начале и в завершении игры основаны на тексте учебного пособия: страницы 5, 126.
Мероприятие разработано для учащихся 9 – 11 классов.
Форма – интеллектуальная игра с применением интерактивной педагогической технологии «дебаты». Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону или судей в их правильности.
Мероприятие проводится в 2 этапа: подготовительный этап и собственно дебаты.
Цель мероприятия: демонстрация учащимися приобретенных интеллектуальных способностей, исследовательских, коммуникативных умений, развитие ораторских способностей, формирование навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.
Задачи мероприятия:
- Развивать критическое мышление учащихся (устанавливать логические связи между явлениями, анализировать события, полученную информацию, делать обоснованные выводы, выстраивать доказательства, концентрироваться на сути проблемы).
- Научить учащихся собирать доказательную базу и правильно её применять, оценивать.
- Развивать коммуникативные умения (корректный монолог и диалог, умение работать в команде).
- Развивать навыки публичного выступления.
- Формировать способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения, принимать другую точку зрения.
- Научить учащихся применять знания в незнакомой ситуации.
Описание подготовительного этапа
На подготовительном этапе определены участники игры, они были ознакомлены с технологией дебатов. Сформулированы утверждающий и отрицающий тезисы темы и их ключевые аспекты. Для участников была разработана инструкция по подготовке к игре (приложение 1). С каждым участником проводились индивидуальные консультации по подготовке речей (приложение 5), формулированию вопросов к оппонентам. Все подготовленные участниками материалы были сформированы в 2 кейса для утверждающей и отрицающей команды. Участники игры не знали заранее, в какой команде и какими материалами они воспользуются во время дебатов, это определялось жеребьёвкой во время игры.
Конспект мероприятия
1. Вступительное слово учителя
С февраля 1917 по март 1921 годов в России произошли важные события, которые интерпретируются современными историками как Вторая или Великая российская революция. В результате пало самодержавие, создан новый государственный и общественный порядок.
Как оценить эти и последующие события?
Тема нашего мероприятия «Является ли Октябрь 1917 года величайшим событием истории?».
Мы проведем его в форме игры «Дебаты». Что такое дебаты?
Дебаты — (греч. Διαβαθω — читаю) чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью формирование у аудитории определённого мнения по поставленной проблеме.
2. Формирование команд, распределение ролей.
Учитель: чтобы игра прошла успешно, нам необходимо распределить роли. Участники игры предварительно готовились, изучали информацию темы, вникали в суть проблемы, готовили выступления. Сейчас им необходимо методом жеребьевки сформировать 2 команды: утверждающую и отрицающую.
Формирование команд
Учитель: задача каждого состава команды - изучить материалы кейса (собрания материалов), выработать общую линию команды, распределить обязанности, подготовить выступления.
Нам необходима так же третья сторона – наблюдатели, команды будут именно их убеждать в своей правоте (называются имена). Задача наблюдателей: не только внимательно слушать, но и оценивать игроков по предложенным критериям. Игроки также могут оценивать себя и других игроков.
Нам нужен таймкипер – следящий за временем (называю имя).
Ведущий игры – это я.
3. Подготовка команд к игре
4. Дебаты
Описание: в каждой команде 3 ведущих (спикера). У каждого спикера своя, строго определенная роль, от которой нельзя отходить (приложение 2). Личная позиция по обсуждаемому вопросу не имеет значения. В ходе дебатов необходимо соблюдать следующую последовательность:
- речь первого спикера утверждающей команды;
- третий спикер отрицающей команды задает вопросы первому спикеру утверждающей команды;
- речь первого спикера отрицающей команды;
- третий спикер утверждающей команды задает вопросы первому спикеру отрицающей команды;
- речь второго спикера утверждающей команды;
- первый спикер отрицающей команды задает вопросы второму спикеру утверждающей команды;
- речь второго спикера отрицающей команды;
- первый спикер утверждающей команды задает вопросы второму спикеру отрицающей команды;
- речь третьего спикера утверждающей команды;
- речь третьего спикера отрицающей команды.
Участники должны соблюдать правила этики (приложение 3).
5. Подведение итогов
Учитель: как вы объясните символику цвета обозначений и расположения команд, справа от меня обозначения и материалы белого цвета, слева – красного?
С 1917 по 1941 годы в Советском Союзе произошли огромные политические, экономические и культурные перемены. Создание в короткие сроки мощного военно-промышленного комплекса, резкий рост городского населения, уровня образования граждан стоили неимоверной цены: гибели миллионов людей вследствие голода и репрессий, выкачивания из деревни материальных и трудовых ресурсов. Восхваление человека труда сочеталось с невиданным использованием труда заключенных и лишением крестьян права на свободное передвижение. Поэтому размышления об этом времени, цене всех свершений всегда будут носить характер ожесточенных споров.
6. Рефлексия
Наблюдателям и участникам игры предлагается оценить свою деятельность на мероприятии по определенным критериям (приложение 4), высказать мнение: чему научились, что узнали.
Самоанализ мероприятия учителем
МБОУ «Ерцевская СШ» с 2012 г. является региональной «пилотной» площадкой по введению ФГОС ООО (распоряжение министерства образования и науки Архангельской области № 791 от 23.11.2011 «О пилотных площадках»). Мероприятие было задумано как демонстрация учащимися (а также развитие в процессе игры) приобретенных ими за время учёбы универсальных учебных действий.
Участники игры предварительно собрали много доказательств для утверждающего и отрицающего тезисов темы, это свидетельство того, что они умеют извлекать и анализировать информацию из различных источников (учебные тексты, тексты документов, воспоминания, фотографии). Но каждому необходима была помощь в составлении речи по алгоритму утверждения и отрицания (трудно составить из набора информации новый, «свой» текст).
Участники игры должны были применить знания и умения в нестандартной для них ситуации (использовать не только свою информацию, но и подготовленную другими участниками, четко следовать заранее заданной роли, выступать публично).
Учащиеся были информированы о видеосъемке мероприятия, но, все равно волновались. Это проявилось в первую очередь в «косноязычии» при чтении даже своих, заготовленных заранее речей, оговорок в произнесении терминов, в подборе вопросов, не относящихся к содержанию выступления оппонента. Во – вторых, в отсутствии координации действий в команде, так как участники не смогли в отдельных моментах сориентироваться в доказательной базе и подобрать нужные факты для ответа. Двое учащихся, готовившиеся на подготовительном этапе, отказались от участия в дебатах из-за неуверенности в своих силах.
Несмотря на подготовленные материалы, отдельные учащиеся попытались вести свободный диалог без опоры на печатные материалы: составлять речь, формулировать вопросы и подбирать доказательные аргументы для ответа по ходу дебатов, что требовало умения четко, понятно сформулировать свою мысль «в режиме реального времени». Для меня такая инициатива стала неожиданностью, но считаю это показателем заинтересованности учащихся формой мероприятия.
Я, с одной стороны, понимаю (но не разделяю) самооценку детей, выраженную аплодисментами самим себе в конце мероприятия и их словами «какие мы молодцы». Они постарались достойно выполнить свою задачу – сыграть роль дебатеров. Но, насколько все – таки скудна речь, словарный запас учащихся, насколько трудно им подбирать слова для выражения своих мыслей! Можно объяснить это, конечно, следующими обстоятельствами: стандартизация контрольных материалов, большой объем содержания учебного материала и ограниченность учебного времени на его освоение не способствуют развитию письменной и устной речи учащихся в учебном процессе; выступления заранее не репетировались (хотя это все-таки зрелищное мероприятие); сам режим экспериментальной деятельности (педколлектив, в том числе и я, постигали теорию системно – деятельностного подхода и применяли её на практике одновременно). И, наверное, моей ошибкой было применение технологии «дебаты» в её классическом варианте впервые и с видеосъемкой, что вызвало трудности и у меня и у детей.
Отрицательный результат – тоже результат и основание для выводов: у детей есть интерес к интеллектуальной, исследовательской деятельности; технология «дебаты» очень эффективна, способствует не только развитию учебной мотивации (интерес к игре проявила и группа учащихся, которые не участвовали в видеосъемке: они перестали выполнять индивидуальные задания и внимательно наблюдали за ходом игры), но и универсальных умений учащихся.