Воспитательское занятие "Дороги, которые мы выбираем"
Занятие разработано для учащихся 5 класса, являющихся воспитанниками школы-интерната для детей с ОВЗ (ЗПР). Возраст ребят:12-14 лет. В школе систематически проводятся мероприятия, направленные на реализацию программы нравственного воспитания. Нельзя переоценить актуальность подобных занятий, поскольку, зачастую, современные дети живут с убеждением того, что все на свете должно быть сосредоточено вокруг их персон, что дружба зиждется на потребительских отношениях (ты мне, я тебе), что должны «мне», но не «я», что жить нужно, руководствуясь лишь собственными интересами и т.п. Любой из воспитанников, не задумываясь, сможет правильно ответить на вопрос, что хорошо, а что плохо, как нужно поступить в той или иной ситуации, демонстрируя, таким образом, правильно сформированную теоретическую систему нравственных координат. Проблема в том, что не всегда такие знания имеют прикладной, практический характер. Поэтому в ходе занятия демонстрируются реальные способы совершения добрых поступков, подчеркивается естественность и простота нравственно-этического поведения.
Цели:
- Воспитание нравственных качеств личности (доброты, отзывчивости, душевности;
- Формирование навыка критического мышления, способности делать однозначный выбор в пользу общечеловеческих ценностей (жизни, здоровья, морального и физического благополучии);
- Развития чувства эмпатии, способности определять свой нравственный выбор в повседневной жизни.
Задачи:
- Актуализация знаний воспитанников о добре, зле, равнодушии
- Знакомство с понятием «благотворительность», с его сущностью и этимологией
- Знакомство с работой известных благотворительных фондов
- Коррекция представлений о благотворительности как об отвлеченном понятии
Форма организации деятельности детей: интерактивная беседа
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Меловая доска
- Карточки красного, зеленого, желтого цвета для каждого воспитанника
- Магниты.
Приложения:
- Презентация «Дороги, которые мы выбираем»
- Видеофильм «Дорога добра»
- Аудиозапись песни «Дорога добра» (муз. Ю. Энтин, сл. М. Минков)
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Постановка проблемы
- Формулировка темы занятия
- Ситуационная беседа
- Открытие нового знания
- Рефлексия
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Добрый вечер, ребята!
Я прошу вас занять места в классе себе по душе. (Воспитательское занятие в условиях школы-интерната проводится в вечернее время, поэтому, с организационной точки зрения, для ребят вводятся некоторые послабления.) Устроились?
Дети: Да!
Постановка проблемы
Воспитатель: А теперь скажите, чем вы только что занимались?
Дети: Мы занимали, выбирали места.
Воспитатель: Очень верное слово «выбирали». А что значит выбирать?
Дети: Из ряда предложенного взять то, что кажется лучше, нравится, подходит, вызывает интерес и т.п..
Формулировка темы занятия
Воспитатель: Возможно, мы и не задумываемся над этим, но каждая ситуация в нашей жизни – результат выбора. Утром, просыпаясь, вы решаете, какую одежду наденете, каким путем пойдете в школу, с кем будете общаться, даже то, как будете учиться, зависит от того, что вы выберете: ответственность, прилежание, желание получить высокую отметку, либо, наоборот, – безответственность по отношению к результатам своей учебы, а, соответственно, и к своему будущему. В итоге, выбор есть всегда, и в каждой конкретной ситуации он может быть разным, удачным или не очень. Наш выбор направляет нас, указывает путь.
Таким образом, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего занятия.
Слайд 1
Дети: «Дороги, которые мы выбираем».
Ситуационная беседа
Воспитатель: Ребята, давайте представим себя на месте человека, который оказывается перед выбором в разных жизненных ситуациях.
Слайд 2
Фотография брошенного щенка и 3 варианта, как поступить: красный вариант: пнуть ногой, желтый вариант: пройти мимо, зеленый вариант: покормить.
Воспитатель: Прошу проголосовать карточкой соответствующего цвета. (На доске красным, желтым и зеленым мелом нарисованы три небольшие окружности, в которые, по результатам голосования помещается соответствующего цвета магнит. Планируется, что после трех голосований тремя зелеными магнитами будет заполнена зеленая окружность ).
Слайд 3
Незнакомая бабушка уронила кошелек. Зеленый вариант: окликнуть и вернуть, красный : взять себе и тихо уйти, желтый: увидеть как взял другой человек и промолчать. (Голосование, установка магнита).
Слайд 4
Маленький ребенок потерялся в торговом центре и плачет. Желтый вариант: пройти мимо, зеленый: успокоить и отвести к охраннику, красный: начать передразнивать. (Голосование, установка магнита).
Воспитатель: Давайте посмотрим на результаты нашего выбора. Как мы видим, победили поступки, обозначенные зеленым цветом. Ребята, а почему вы сделали такой выбор?
Дети: Потому что это добрые, правильные поступки.
Воспитатель: Верно. Такие поступки еще можно назвать положительными, а все положительное принято обозначать знаком «+» (над зеленой окружностью нарисовать «+»)
Теперь разберемся с двумя другими цветами. Начнем с красного. Какие поступки обозначены этим цветом?
Дети: Плохие, злые.
Воспитатель: Правильно. Их еще можно назвать отрицательными и отметить знаком «–».
Хорошо. Мы видим, что выбор человека может быть как плохим, так и хорошим. Но у нас еще остался загадочный желтый цвет. Что мы можем сказать о таком выборе? (Дети склоняются к тому, что это тоже отрицательные поступки)
А что плохого в том, чтобы просто пройти мимо, никого не тронуть, никому не сделать больно?
Дети: Иметь возможность помочь, но не сделать этого – плохо.
Воспитатель: Мы выяснили, что в различных жизненных ситуациях человек может
- совершить добрый поступок (покормить голодного щенка, вернуть бабушке кошелек, помочь потерявшемуся ребенку);
- сотворить зло (причинить боль беззащитному животному, присвоить чужие деньги, дразнить испуганного малыша);
- не сделать вроде бы ничего страшного, но и полезного, доброго тоже не сделать.
Открытие нового знания
Воспитатель: Кто знает, какое определение может охарактеризовать человека, который предпочитает проходить мимо, держаться в стороне?(при затруднении помочь)
Такой человек называется равнодушным. Давайте равнодушие обозначим значком «≈» (примерно, ни хорошо, ни плохо, никак).
Итак, мы убедились, что человек каждый раз становится перед выбором, как поступить, какую выбрать дорогу: дорогу добра, дорогу зла или дорогу равнодушия.
Слайд 5
Вся человеческая история – результат выбора каждого отдельного человека или группы людей. Давайте рассмотрим наиболее яркие примеры.
Слайд 6
Адольф Гитлер – центральная фигура фашизма. Развязал самую кровопролитную войну за всю историю человечества. По его вине погибло 55 миллионов человек, среди них свыше 26 миллионов человек, сражавшихся за нашу страну. Люди гибли на полях сражений, умирали от голода во время блокады, от непосильного труда и зверских опытов в концлагерях. Среди жертв фашизма – 13 миллионов погибших детей.
Слайд 7
Леонид Михайлович Рошаль – российский детский врач, хирург. Фамилия этого доктора стоит в одном ряду со словом «жизнь». Его руки называют золотыми, а сердце добрым. Многих титулов достоин этот врач от Бога. Ему благодарно человечество за тысячи спасенных детских жизней.
Слайд 8
Работники египетского аэропорта халатно отнеслись к своим обязанностям, позволив террористам пронести взрывное устройство на борт самолета А321, который должен был лететь в Санкт-Петербург. В итоге авиакатастрофа унесла жизни 224 человек, среди них 25 детей, самой младшей из них, девочке Дарине Громовой, было всего 10 месяцев.
Эти три примера показывают нам, что любой выбор имеет свои последствия.
Слайд 9
Причиненное зло несет горе и боль, сделанное добро – спокойствие, счастье и благополучие, равнодушие может привести к потерям и отчаянию.
Таким образом, зло и равнодушие во многом схожи. Не случайно писатель Бруно Ясенский сказал: «…Бойтесь равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
Слайд 10
И лишь дорога добра ведет в правильном направлении
Слайд 11
Подберем синонимы к слову «добро».
Есть еще один синоним, остановимся на нем подробнее.
Слайд 12
Добрый человек – человек, творящий благо, то есть благотворитель.
Россия – страна душевно-щедрых, сопереживающих людей, которые способны оказывать помощь совершенно незнакомым им людям, не преследуя никакой выгоды, а просто потому, что считают каждую жизнь бесценной. У нас в стране действует множество благотворительных фондов, на счету которых тысячи спасенных жизней, возвращенных улыбок, сохраненных семей. Вот наиболее известные.
Слайд 13
Слайд 14
Благотворительный фонд Константина Хабенского помогает детям с онкологическими заболеваниями.
Слайд 15
Слайд 16
Фонд Натальи Водяновой «Обнаженные сердца»
Слайд 17
Слайд 18
Фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой и Дины Корзун.
Конечно, известным людям гораздо легче привлекать внимание к проблемам, находить способы их решения. Но означает ли это, что вы, ребята, не можете стать благотворителями, будучи обычными школьниками?
Слайд 19
Попробуем разобраться, что нужно для того, чтобы заниматься благотворительностью.
Оказывается, всего лишь доброе сердце и искреннее желание помогать тем, кто рядом.
Давайте вспомним результаты нашего голосования. Голосовали вы единогласно, то есть одинаково, все выбрали путь добра. Это говорит о том, что в каждого человека природа заложила потребность совершать хорошее, дарить тепло и заботу.
Слайд 20
В качестве рефлексии
Воспитатель: И в заключения предлагаю каждому сочинить синквейн на тему доброты. (Нерифмованное пятистишие, составляется по следующему алгоритму:
- существительное
- два прилагательных, характеризующих существительное
- три глагола о существительном
- предложение о существительном
- синоним к существительному)
Такое прием позволяет увидеть, насколько глубоко дети усвоили понятия нравственных категории.
Если воспитанники не знакомы с синквейном, правило его сочинения можно заранее подготовить на доске. Пример:
Добро.
Сердечное, нужное.
Утешает, спасает, живет.
Какое счастье, что добро есть на свете!
Жизнь.
Воспитатель: Предлагаю посмотреть небольшой фильм о том, что творить добро может каждый человек. («Слайдовый фильм «Дорога добра»)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.