Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня. Биология. 6 класс. Конспект урока
Цели урока для учителя:
ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ:
- сформировать у обучающихся представление об особенностях видов корней, типов корневых систем, зон корня, функций корня;
- научить различать виды корней, типы корневых систем, зоны корня;
- научить определять. виды корней, типы корневых систем, зоны корня;
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:
- организовать деятельность учащихся по отработке навыков сравнения и сопоставления при изучении видов корней, типов корневых систем, зон корня;
- организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций видов корней, типов корневых систем, зон корня;
- знакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, СОЦИАЛИЗИ-РУЮЩИЕ) ЦЕЛИ:
- помочь обучающимся в осознании необходимости знаний о строении и функциях видов корней, типов корневых систем, зон корня;
- знакомство с профессиями биолога, агронома, дизайнера-флориста.
Цели урока для учащихся (по Б.Блуму):
ОБУЧАЮЩИЕ:
- узнавать и называть виды корней, типы корневых систем, зоны корня, перечислять их функции (для учащихся репродуктивного уровня);
- определять на схемах и рисунках виды корней и типы корневых систем; приводить примеры растений с заданным типом корневой системы; объяснять значение знаний о видах корней и типах корневых систем (для учащихся прикладного уровня);
- формулировать и интерпретировать определения понятий «корень», «виды корней», «типы корневых систем», «функции корня», «зоны корня»; уметь конструировать заданный тип корневой системы (с помощью схем, таблиц, мозаик и т.д.); строить алгоритм исследования видов корней и типов корневых систем (для учащихся творческого уровня).
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- перечислять и сравнивать разные виды корней и типы корневых систем, зоны корня; придумывать примеры, демонстрирующие данные виды корней и типы корневых систем (для учащихся репродуктивного и прикладного уровня);
- раскрывать функции корней (для учащихся прикладного и творческого уровня)
- составлять и конструировать схемы, демонстрирующие разные виды корней и типы корневых систем, делать выводы по схемам выводы (для учащихся прикладного и творческого уровня).
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- внимательно слушают учителя и друг друга, адекватно оценивают ответы друг друга; делают корректные замечания;
- обсуждают результаты урока, делятся впечатлениями, делают замечания и высказывают пожелания.
ЭТАПЫ УРОКА |
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ |
||||||||||||||
ОРГМОМЕНТ |
|
Внимательно слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы. |
|
||||||||||||||
МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ (ИНДУКЦИЯ). |
|
Отвечают на вопросы учителя. |
|
||||||||||||||
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. |
1. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «СЕМЯ»
КЛЮЧ К ДИКТАНТУ: |
Работают в тетради. Затем обмениваются тетрадями и по ключу, выданному учителем, осуществляют взаимопроверку, выставляют отметку в тетради. |
Формирование долговременной памяти по теме «Семя». |
||||||||||||||
2. Учащимся предлагается в конвертах 2 разрезанные схемы: «Строение семени фасоли» и «Строение зерновки пшеницы». За три минуты они должны правильно их собрать. |
Работают в парах. По мере выполнения задания осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки. |
|
|||||||||||||||
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. |
План изучения темы: 1) функции корня; 2) виды корней; 3) типы корневых систем; 4) клеточное строение молодого корня: зоны корня; ткани |
|
|
||||||||||||||
1.ФУНКЦИИ КОРНЯ.
|
Слушают объяснение учителя и фиксируют схему в тетрадь |
Аудиально-визуально-кинестетическое восприятие. Концентрация внимания. Запечатление |
|||||||||||||||
2. ВИДЫ КОРНЕЙ. Учитель рассказывает детям о том, что корни различаются по внешнему строению и расположению относительно друг друга и других органов растения. Выделяют три вида корней: главные, боковые и придаточные. Главный корень бывает у растения один, значительно длиннее и толще других. Отходит от стебля (схема 1.) Придаточные корни отходят от стебля и других органов, их много. Они имеют приблизительно одинаковые размеры (схема 1). Боковые корни возникают как ответвления от главных, придаточных и других боковых корней. |
Внимательно слушают объяснение учителя. |
Аудиальное |
|||||||||||||||
СХЕМА 1 «ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ».
|
Копируют схему в рабочие тетради. Задают уточняющие вопросы учителю |
Визуально-кинестетическое восприятие. Концентрация внимания. Запечатление |
|||||||||||||||
3. ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ. Используя схему 1, учитель объясняет, что совокупность корней растения называют корневой системой.
СКС характерна для двудольных растений (морковь, петрушка, дуб, сосна). МКС характерна для однодольных растений (рожь, пшеница, овес).
|
Слушают учителя, рассматривают схемы, за- |
Аудиально-визуально-эмоциональное
Концентрация Запечатление. |
|||||||||||||||
4. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ МОЛОДОГО КОРНЯ: ЗОНЫ КОРНЯ. Что общего между сердцем и корнем в специфике их работы? Это ее непрерывность (безостановочность). Корни растут непрерывно, если условия благоприятны. Это врожденное свойство, но оно возникло и развилось от необходимости следовать в почве за водой и питательными веществами. В постоянном росте корней состоит стратегия выживания неподвижного растения. Поэтому растущий корень делится на зоны: деления, роста, всасывания, проведения. Учитель характеризует каждую зону, используя таблицу «Строение корня». В заключение подтемы учитель демонстрирует учащимся таблицу «Зоны корня» (на ватмане) и предлагает учащимся зафиксировать ее в своих тетрадях. |
Внимательно слушают учителя. |
Аудиальное восприятие. Концентрация. |
|||||||||||||||
Таблица 2. ЗОНЫ КОРНЯ.
СТРОЕНИЕ КОРНЕВОГО ВОЛОСКА.
Такая форма клетки позволяет увеличить площадь всасывающей поверхности, улучшая тем самым минеральное питание растения. |
Слушают учителя, рассматривают таблицу. Фиксируют таблицу в тетрадях. |
Аудиально-визуальное восприятие. Концентрация внимания. Кинестетическое восприятие. Запечатление. Забывание подтемы «Виды корней и типы корневых систем».
|
|||||||||||||||
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. |
ЗАДАНИЕ 1. Работа в парах. Каждая пара получает в конвертах разрезанную схему (мозаику) «Виды корней и типы корневых систем». Учащимся предлагается собрать ее в течение 5 минут. Провести взаимопроверку. |
Собирают схемы. Корректируют ошибки друг друга. Проводят анализ и делают вывод о видах корней и типах корневых систем. |
Первичное повторение. Припоминание. Концентрация внимания. Запечатление. Забывание подтемы «Зоны корня». |
||||||||||||||
ЗАДАНИЕ 2. Работа с тестом (лучше устно). Тест выдается каждому учащемуся. Задание теста: из предложенных утверждений выбрать только правильные.
|
Отвечают устно. Корректируют и анализируют ответы друг друга. Могут задавать уточняющие вопросы. |
Припоминание. Концентрация. Запечатление. |
|||||||||||||||
ЗАДАНИЕ 3. Каждому ученику выдается карточка- немая схема с изображением зон корня, на которой они должны правильно подписать каждую и указать кратко функцию данной зоны. Задание выполняется в течение 4-5 минут. После выполнения задания учитель выборочно просит одного (или нескольких) ученика прокомментировать свои ответы. В это время все остальные проверяют правильность выполнения своих заданий. |
Работают индивидуально. Внимательно слушают ответ одноклассника. Анализируют его и свой ответ. Исправляют ошибки. Устанавливают истину. |
Припоминание. Концентрация. Запечатление. |
|||||||||||||||
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. |
|
Записывают задания в дневник и тетради. |
|
||||||||||||||
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП. |
|
Беседуют с учителем. Отвечают на вопросы учителя и друг друга. Обмениваются мнениями, дают советы и пожелания друг другу и учителю по оптимизации форм, средств и методов при изучении этой темы. |
|