Великая российская революция 1917 года
Цикл из четырех уроков, посвященных Великой российской революции, позволяет школьникам понять сущность и значение исторических событий 1917 года, получить представление об альтернативах развития страны и первых мероприятиях советской власти, научиться высказывать личное мнение о событиях прошлого.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Тип уроков
Материалы к урокам, посвященным теме Великой Российской революции разработаны для учащихся 9 класса. Предполагается работа на четырех комбинированных уроках в классе, выполнение самостоятельного домашнего задания с последующей проверкой. Работа на уроках сопровождается показом слайдов с комментариями учителя. Презентация дает возможность визуального восприятия событий, персонализации материала (фото исторических деятелей с краткими биографическими сведениями), проникновение в эмоциональную атмосферу той эпохи (прослушивание аудиозаписей), позволяет глубже понять и лучше запомнить историческое событие.
Материалы разработаны в соответствии с учебником по истории России XX-начало XXI века под ред. А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта.
Цели урока:
- Характеризовать сущность и значение исторических событий, произошедших в 1917 г, дать понятие об альтернативах развития страны в период с февраля по октябрь 1917 г., о первых мероприятиях советской власти;
- Сравнивать события февраля и октября 1917.
- Развивать умения и навыки работы с текстом учебника, со сравнительной исторической таблицей, установления причинно-следственных связей.
- Высказывать собственное суждение об исторических явлениях и событиях.
- Воспитывать уважение к неоднозначным событиям в истории страны, сочувствие к людям.
Планируемые результаты
- Предметные: Овладение представлением о данном этапе развития страны, усвоение понятий для раскрытия сущности данного исторического явления, выявление особенностей развития страны на данном историческом этапе.
- Метапредметные: Развитие умения работы с разными видами исторических источников, построения логического рассуждения, умения устанавливать аналогии, умения делать выводы.
- Личностные: Освоение исторического наследия страны, уважение прав и свобод человека.
Оборудование: мультимедийный комплекс, учебник.
Формы и методы обучения: словесное изложение, организация самостоятельной работы с учебной литературой, проблемный метод.
Основные термины и понятия: Февральская революция, Временный комитет Государственной Думы, Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, Приказ №1, Временное Правительство, Двоевластие, Манифест об отречении Николая II, Учредительное собрание, Программа Временного правительства от 3 марта 1917 г., альтернатива, коалиционное правительство, ВРК, правительственные кризисы, программа Л.Г.Корнилова по урегулированию положения в стране, «корниловщина», большевизация Советов, провозглашение России республикой, ВРК, Октябрьская революция, декреты, СНК, ВЦИК, ВЧК, сепаратный мирный договор, национализация, ВСНХ, "изъятие излишков", продотряды, комбеды, диктатура пролетариата, РСФСР
Даты:
- 27 февраля 1917 г. – начало революции;
- 2 марта – отречение Николая II, установление двоевластия, образование Временного правительства;
- Июнь 1917 г. – I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов;
- 25 – 31 августа 1917 г. – выступление генерала Л.Г.Корнилова;
- 1 сентября 1917 г. -провозглашение России республикой;
- 25 октября 1917 г. – начало октябрьского переворота;
- 26 октября 1917 г. – штурм Зимнего дворца, создание СНК;
- 5-6 января 1918 г. - работа Учредительного собрания;
- 3 марта 1918 г. - подписание Брестского мира;
- 10 июля 1918 г. - принятие первой Конституции РСФСР;
Урок №1
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент. |
Проверка отсутствующих, внешнего вида, организация внимания. |
|
Личностные: формирование учебной мотивации; |
II. Актуализация знаний |
Напомнить об основных проблемах страны, требующих немедленного разрешения. Слайды № 1,2,3,4,5,6 |
Вспоминают основные проблемы, стоящие перед страной с начала XX в. |
Познавательные: осуществление актуализации имеющихся знаний; Регулятивные: осознание, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; умение вступать в диалог; Коммуникативные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе коллективной работы; |
III. Изучение нового материала |
1.Изложить основные февральские события (или обращение к тексту учебника) Слайды № 7,8,9,10,11,12,12,13,14,15,16 |
Записывают тему, основные февральские события. |
Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой; Личностные: формирование собственной позиции по данной теме на основании полученного материала; Познавательные: овладение различными способами решения проблем; структурирование найденной информации в нужной форме; умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную Коммуникативные: умение создавать устные высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и со сверстниками; |
2.Объяснить сущность двоевластия, показать социальный и партийный состав двух законодательных органов власти. Слайды №17,18,19 |
Решают проблемное задание: почему Петроградский Совет, обладая реальной силой не стал единственной властью? |
||
3.Рассказать об отречении Николая II. Слайды №20,21 |
Анализ документа "Из Манифеста об отречении Николая II". (приложение 1) Решают проблемное задание: Объяснить смысл высказывания В.В.Шульгина "Быть может, пожертвовав монархом, удастся спасти монархию". |
||
4. Охарактеризовать деятельность двоевластия (приказ №1, Декларация Временного правительства) |
Делают политический прогноз о доверии народа к Временному правительству. |
||
5.Организовать работу с текстом учебника с одновременным заполнением таблицы (приложение 2) |
Самостоятельно с последующей фронтальной проверкой выписывают в тетрадь изменившееся содержание тактики политических партий. |
||
IV. Первичное осмысление и закрепление |
Организовать работу по систематизации материала; |
Устно перечисляют главные положения темы, выделяют цветом в тетради непонятные места; |
Личностные: Осмысление новой информации; Познавательные: осуществление анализа пройденного материала; Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, используя исторические понятия; Регулятивные: умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания; |
V. Домашнее задание. |
Объяснить домашнее задание |
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные - формирование навыков самоконтроля; |
Урок №2
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент. |
Проверка отсутствующих, внешнего вида, организация внимания. |
|
Личностные: формирование учебной мотивации; |
II. Актуализация знаний |
Фронтальный опрос класса. |
Вспоминают основные события, произошедшие в феврале 1917 г., изменение политических сил. |
Познавательные: Осуществление проверки выполненных заданий; Коммуникативные: умение слушать других, формирование грамотной, логически верной речи; |
III. Изучение нового материала |
1.Охарактеризовать возможные исторические альтернативы в период февраля-октября 1917 г. (приложение 3) |
Записывают в тетрадь. |
Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: Проведение мини-исследования, структурирование найденной информации в нужной форме; умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию; Коммуникативные: умение создавать устные высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и со сверстниками; умение отстаивать собственное мнение в рамках школьной дискуссии; Личностные: Развитие исторического мышления; |
2.Организовать работу с учебником, подведение к выводу о мирной тактике большевиков |
Анализ положений "Апрельских тезисов", запись вывода о мирной тактике большевиков. |
||
3. Организовать работу с текстом учебника с одновременным заполнением таблицы (приложение 4) Слайды № 22,23,24,25,26 (приложение 5) |
Самостоятельно (или совместными усилиями) с последующей фронтальной проверкой выписывают в тетрадь содержание и итоги кризисов Временного правительства. |
||
4. Охарактеризовать Корниловский мятеж как праворадикальную альтернативу. Слайды №27,28 (приложение 6) |
Делают политический прогноз о леворадикальной альтернативе развития в России. |
||
IV. Первичное осмысление и закрепление |
Организовать работу по систематизации материала; |
Устно перечисляют главные положения темы, выделяют цветом в тетради непонятные места; |
Личностные: Осмысление новой информации, формирование собственной позиции по данной теме на основании полученного материала; Познавательные: осуществление анализа пройденного материала; Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, используя исторические понятия; Регулятивные: умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания; |
V. Домашнее задание. |
Объяснить домашнее задание |
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные: формирование навыков самоконтроля; |
Урок №3
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент. |
Проверка отсутствующих, внешнего вида, организация внимания. |
|
Личностные: формирование учебной мотивации; |
II. Актуализация знаний |
Индивидуальный опрос. |
Устные ответы на вопросы по предыдущим темам. |
Познавательные: осуществление актуализации имеющихся знаний; Регулятивные: умение слушать и дополнять высказывания одноклассников; |
III. Изучение нового материала |
1.Организовать работу с текстом учебника. |
Анализируют экономическую ситуацию в стране, |
Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: овладение способами решения проблем; структурирование найденной информации в нужной форме; умение осмысленно читать; умение вести поиск и выделять необходимую информацию; Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, используя исторические понятия; умение отстаивать собственное мнение в рамках школьной дискуссии; |
2.Изложить основные события подготовки и проведения вооруженного восстания в Петрограде, установления Советской власти в Москве и на местах. (приложение 7 ) Слайды № 29,30 (приложение 8) |
Записывают в тетрадь основные события подготовки и проведения вооруженного восстания в Петрограде. |
||
3.Организация дискуссии: «Роль октябрьского переворота в исторической судьбе России?" |
Участвуют в дискуссии, делают вывод |
||
4.Организовать прослушивание "Интернационала", с выведением на экран текста Слайд №31 |
Делают вывод о целях большевиков |
||
5. Охарактеризовать основные Декреты Советской власти. Слайд №32 (приложение 9) |
Записывают в тетрадь основные идеи декретов. |
||
IV. Первичное осмысление и закрепление |
Организовать работу по систематизации материала; |
Устно перечисляют главные положения темы, выделяют цветом в тетради непонятные места;
|
Личностные: формирование собственной позиции по данной теме на основании полученного материала; Познавательные: осуществление анализа пройденного материала; Регулятивные: умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания; |
V. Домашнее задание. |
Объяснить домашнее задание |
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные: формирование навыков самоконтроля; |
Урок №4
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент. |
Проверка отсутствующих, внешнего вида, организация внимания. |
|
Личностные: формирование учебной мотивации; |
II. Актуализация знаний |
Фронтальный опрос. |
Устные ответы на вопросы по предыдущим темам. |
Познавательные: осуществление актуализации имеющихся знаний; Регулятивные: умение слушать и дополнять высказывания одноклассников; |
III. Изучение нового материала
|
1.Изложить вопрос создания новых органов власти. |
Записывают в тетрадь органы государственной власти, созданные большевиками. |
Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: овладение способами решения проблем; структурирование найденной информации в нужной форме; умение осмысленно читать; умение вести поиск и выделять необходимую информацию; Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, используя исторические понятия; умение отстаивать собственное мнение в рамках школьной дискуссии; |
2.Организация обсуждения проблемы: почему разгон Учредительного собрания означал крах демократической альтернативы? |
Участвуют в обсуждении, делают вывод. |
||
3.Изложить события, связанные с заключением Брестского мира. |
Записывают альтернативные точки зрения, связанные с необходимостью заключения мира; основные события. |
||
4. Организация обсуждения проблемного вопроса: почему Ленин настаивал на заключении Брестского мира, называя его "страшным, чудовищным, позорным, похабным". |
Участвуют в обсуждении, делают вывод. |
||
5.Изложить события, связанные с первыми экономическими мероприятиями советской власти. |
Записывают в тетрадь основные экономические декреты. |
||
6. Организовать обсуждение вопроса: почему эти мероприятия получили образное название "красногвардейская атака на капитал" |
Участвуют в обсуждении, делают вывод. |
|
|
7. Организовать работу с текстом учебника |
Выписывают особенности первой Конституции РСФСР. |
|
|
IV. Первичное осмысление и закрепление |
Организовать работу по систематизации материала; |
Устно перечисляют главные положения темы, выделяют цветом в тетради непонятные места; |
Личностные: формирование собственной позиции по данной теме на основании полученного материала; Познавательные: осуществление анализа пройденного материала; Регулятивные: умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
V. Домашнее задание. |
Объяснить домашнее задание |
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные: формирование навыков самоконтроля; |