Увлекательные географические экспедиции. Полевые практикумы и исследования Максаковского
Сегодня полевые практикумы и школьные экспедиции часто заменяются проектами по географии, геологии и другим естественным дисциплинам. Однако именно контакт с природой показывает ученикам, как близки к ним изучаемые явления. Преподаватель кафедры географического образования, инновационных и космических технологий МИОО Максим Соловьев представил виды школьных полевых работ и примеры заданий.
Географический диктант — традиционная акция РГО, которая проводится каждый год. Формат проведения в этом году каждая площадка будет выбирать самостоятельно — в зависимости от эпидемиологической обстановки в регионе. Онлайн-версия, как и обычно, будет доступна на сайте Диктанта.
Присоединяйтесь к ежегодной акции вместе с классом!
Как организовать геоэкологическое краеведение на внеурочных занятиях
Формы краеведческой работы
- Геоэкологические наблюдения.
- Практические работы на местности.
- Геоэкологические экскурсии.
- Туристско-краеведческие походы.
- Экспедиции.
Если говорить о формах именно учебной географической деятельности на местности, то можно выделить: практические занятия, учебные экскурсии, полевой практикум с решением задач и упражнений, квесты.
Этапы организации
- Подготовка снаряжения и оборудования, распределение обязанностей.
- Выбор подходящего района проведения и формы мероприятия.
- Активность: рассказ педагога, выполнение наблюдений.
- Активность: проведение исследования, краеведческая работа, выполнение задач на маршруте.
- Обработка и систематизация результатов.
- Оформление результатов работы (отчет, доклад, альбом, стенгазета, выставка, электронная презентация, сайт, видео и т.д., а также сама презентация на творческом вечере, в школьном музее).
Рассмотрим подробнее темы и задания (в том числе олимпиадные) для экскурсий, работ на местности, учебных и соревновательных туров по предмету «география».
Ориентирование и определение географического положения
Тема хороша тем, что не требует использования редкого оборудования: можно опираться на то, что есть (например, на гаджеты школьников с системой GPS).
Виды работ:
- Геодезия (определение точных координат точек с помощью систем навигации).
- Активный отдых (организация тематических игр, например геокешинг).
- Геотегинг (привязка информации к координатам с помощью GPS-приемников).
Примеры заданий
- По GPS-навигатору определите географические координаты (запишите их в формате: градусы-секунды-минуты) и абсолютную высоту своего местоположения в настоящее время. Географические координаты: широта, долгота, высота (над уровнем моря).
- Напишите, какие государства мира пересекает меридиан, на котором вы сейчас стоите.
- Напишите название материка, части света, страны и субъекта, административного района и название территории, на которой вы сейчас находитесь.
- С указанных точек определите: сторону горизонта (основную или промежуточную) на флагшток; азимут на бетонный столб и расстояние (на глаз) до него от места наблюдения.
- Перед вами три прибора (на листах с номерами) — курвиметр, астролябия и буссоль. Определите, под какими номерами они расположены, и кратко опишите их назначение.
Изучение географического строения рельефа территории
Хорошо, когда рядом со школой есть природный или природно-антропогенный объект для исследования. Тогда можно, например, изучить на местности горные породы (комплексы минералов в земной коре). Основные свойства горных пород для разбора: минералогический состав, цвет, строение породы (структура), взаимное расположение зерен минералов (текстура).
Если подходящего места нет, в ход идут коллекции пород, полевые дневники. Найти необходимую информацию по своему региону можно на сайте местного педагогического вуза — там должны быть практикумы по географии со стратиграфической колонкой местности, геологические карты. К слову, там же можно подсмотреть план географической экскурсии.
Свойства минералов изучаются по следующим характеристикам: твердость, плотность, цвет, цвет черты, блеск, прозрачность, спайность.
Примеры заданий
1. Установите соответствия между названиями горных пород и их номерами в представленных перед вами образцах. Напишите, к какому типу относятся перечисленные горные породы в классификации по их происхождению и как они используются в хозяйственной деятельности. Ответы занесите в таблицу.
Горная порода | № образца | Тип по происхождению | Хозяйственное использование |
Гранит | |||
Мрамор | |||
Слюда | |||
Мел | |||
Мергель | |||
Каменная соль | |||
Известняк | |||
Каменный уголь (антрацит) | |||
Боксит | |||
Песчаник |
2. Подчеркните в тексте верные слова (указанные в скобках) и расшифруйте головоломку.
Около города Стерлитамака высятся одиночные горы — (лакколиты // шиханы // вулканы). Самая высокая из них — (Юрактау // Тратау // Куштау // Шахтау), ее высота достигает 275 м над у.м. Главная горная порода, которая образует эти горы, — (гранит // известняк // мрамор // песчаник). Эта горная порода растворимая, она широко распространена на территории Республики Башкортостан, с ней связан такой геолого-геоморфологический процесс, как (эрозия // дефляция // карст), благодаря которому в Республике Башкортостан имеется несколько сот (пещер // гейзеров // барханов), в том числе объект мирового масштаба — (Сарыкум // Шульган-Таш // Старый Служака).
Специалист, который изучает эти формы рельефа, зашифрован в следующей головоломке:
Е | Е | Л | С | О | П | Г | Л | О |
3 | 5 | 4 | 1 | 6 | 2 | 9 | 7 | 8 |
3. Внимательно изучите геолого-геоморфологический профиль через речную долину. Привяжите его к местности, определите свое местоположение на нем, сориентируйтесь. Отметьте стороны света. Проведите границы различных элементов рельефа, отображенных на профиле, пользуясь построенной ранее схемой и знаниями об особенностях рельефа. Назовите на профиле эти элементы.
Метеорологические наблюдения
Прелесть изучения атмосферы в том, что измерять метеорологические величины и регистрировать атмосферные явления можно круглогодично, в любой точке. По возможности стоит посетить ближайшую метеорологическую станцию.
Как изучать атмосферу?
- Температура воздуха.
- Атмосферное давление (можно связать с изучением рельефа).
- Направление и скорость ветра.
- Влажность воздуха.
- Облачность (приборы не нужны).
- Осадки.
В процессе работы имеет смысл познакомить учеников с синоптической картой. Условные обозначения на синоптической карте: облака различных ярусов, температура, давление, погода в срок наблюдения, погода между сроками.
Примеры заданий
1. Визуально определите облачность (в баллах), тип облаков (если они есть); с помощью имеющихся в окрестностях объектов и приборов на точке определите направление ветра, температуру воздуха и атмосферное давление.
2. Установите соответствие между названиями приборов, метеорологическими элементами, которые они измеряют, и единицами измерения, которыми характеризуются эти метеоэлементы.
Прибор | Метеорологический элемент | Единица измерения | |||
1 | Барометр | А | Осадки | а | Баллы/ м в секунду |
2 | Психрометр | Б | Сила/скорость ветра | б | мм рт. ст/ гПа/мбар |
3 | Осадкомер | В | Атмосферное давление | в | мм |
4 | Анемометр | Г | Влажность воздуха | г | % / г/м3 |
3. По климатограмме определите наиболее теплый и холодный месяцы, амплитуду колебания температуры, месяцы с наибольшим и с наименьшим количеством осадков, среднегодовое количество осадков. Напишите название климатического пояса (с указанием полушария) и типа климата, характерного для климатограммы.
Изучение вод территории
Изучение реки и других водных объектов подразумевает разбор их морфометрических характеристик.
Общие характеристики реки и ее бассейна (можно определить заранее):
- Физико-географическое положение.
- Геологические особенности.
- Климат территории.
- Рельеф территории.
- Почвенно-растительный покров.
- Озерность, лесистость, заболоченность.
- Величина антропогенной нагрузки.
Способ схематически изобразить реку:
Гидрологические и гидрографические характеристики (изучаются непосредственно на реке):
- Водный режим.
- Тепловой режим.
- Ледовый режим.
- Режим наносов.
- Формы и размер.
- Гидрохимические свойства.
- Гидрофизические свойства.
- Гидробиологические свойства.
Особое внимание следует уделить речной долине и природному профилю.
Гидрологические характеристики измеряются специальными приборами: для уровня, для глубины, для расходов. Мутность определяется с помощью оптических методов, отбором проб батометром и взвешиванием отфильтрованных наносов, а также диском Секки (фиксируется глубина потока, на которой видимость диска теряется).
Изучение вод ближайших водоемов ограничивается только наличием необходимых приборов, однако и здесь можно найти выход, например, включить создание приборов в практикум.
Примеры заданий
1. Напишите два названия реки, на берегу которой вы сейчас стоите, а также название речной системы, к которой она относится. Определите, притоком какого порядка она является по отношению к главной реке системы. К какому мировому бассейну стока принадлежит эта река? Какие вам известны притоки реки, которая сейчас перед вами?
2. На каком берегу вы сейчас находитесь, если известно, что генеральное направление течения реки на данном участке «юг-север»? Напишите, где находится исток и куда впадает эта река.
3. Перед вами гидрограф стока рассматриваемой реки. Определите время половодья, межени, паводков. Какое питание является преобладающим для данной реки?
4. В перечне элементов речного русла обведите те, которые вы можете наблюдать сейчас, стоя на берегу.
5. Определите с помощью угломера среднюю крутизну склона между поймой и первой надпойменной террасой. Начертите схематический профиль речной долины в точке наблюдения (без учета масштаба).
Изучение почв и растительности территории
Изучение почвы — учебное занятие на целый день, не требующее дальних походов. Достаточно выйти на улицу и выкопать яму. Если есть возможность посетить за один день несколько объектов, стоит ей воспользоваться, чтобы сравнить разные виды почв.
В процессе исследования должны быть рассмотрены профиль (совокупность сопряженных и сменяющихся почвенных горизонтов) и сами горизонты (специфические слои почвенного профиля).
Морфологические признаки почвенных горизонтов:
- цвет (по треугольнику Захарова или шкале Манселла);
- влажность (сухой, свежий, влажный, сырой, мокрый);
- механический состав (песок, супесь, легкий суглинок, средний суглинок, тяжелый суглинок, глина);
- сложение/плотность (рыхлый, уплотненный, плотный, слитой);
- структура (комковатый, зернистый, ореховатый, призматический, столбчатый, плитчатый);
- включения и новообразования (локальные обособления веществ, предметы).
Переход между границами может быть четким, ясным или постепенным. Граница — ровной, волнистой, наклонной, языковатой или карманами.
Примеры заданий
1. С помощью карт в атласе определите характерный для района, в котором вы сейчас находитесь, тип почвы и тип растительности.
2. Ярус — элемент вертикальной структуры растительного сообщества. Первый ярус представляют самые высокие растения. Сколько наземных ярусов можно выделить в пределах видимости, находясь в данной точке? Напишите количество ярусов, их названия и примеры видов растений, которые здесь видите.
3. Из приведенного ниже списка видов впишите в таблицу те четыре, которые встречаются в данном растительном сообществе (фитоценозе). У каждого вида укажите ярус, в котором он встречается, тип флоры (бореальный и неморальный).
Кедровый стланик, брусника, сныть обыкновенная, можжевельник, черника, копытень европейский, лещина обыкновенная, кислица, осока верещатниковая, ковыль перистый.
Вид | Ярус | Тип флоры |
4. Напишите проективное покрытие для каждого из трех ярусов в данном растительном сообществе (исключая древесный и кустарниковый).
При проведении внеклассной деятельности по географии не стоит также забывать про изучение социально-экономических объектов территории. Ученикам могут быть полезны и интересны такие темы, как, например, функциональное зонирование территории.