Урок русского языка в 9 классе "Моделирование вступления к написанию сочинения – рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку"
Урок развития речи, подготовка к ОГЭ, написание сочинения-рассуждения по теме " Что такое человечность?", в урок включен материал по произведению Б. Васильева "Экспонат №", буктрейлер "Береги в себе человека" по рассказу М. Шолохова "Судьба человека".
Цель урока: Моделирование вступления к написанию сочинения – рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку, задание 15.3
Задачи:
- образовательные: умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
- развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
- воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, коллективная.
Средства обучения: доска, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Ход урока
Операционный этап
Прогнозирование темы урока.
Когда Бог слепил человека из глины, у него остался маленький неиспользованный кусок.
— Скажи, что слепить тебе из него? — спросил Бог человека.
— Слепи мне великодушие, — попросил человек.
Ничего не ответил на это Бог и только вложил оставшийся кусочек глины в ладонь человеку.
– Ребята, как вы понимаете эту притчу?
Великодушие в руках человека, его и лепить не надо.
Найдите синоним – Правильно, Человечный!
Человечность? Обратимся к словарям (3-4 СЛ)
Разделимся на группы, проведем исследования (выдать словари антонимов, синонимов):
1-2гр. Понятие ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ — морально-психологическое качество личности, выражающееся в гуманном отношении к другим лицам. Человечность конкретно проявляется в уважении достоинства личности, великодушии, благожелательности, готовности помочь, выручить из беды.
ЧЕЛОВЕ́ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Достойный человека, отзывчивый, гуманный. Человечное отношение. Поступить человечно (нареч.)(ОЖЕГОВ)
3группа подбирает синонимы к данному понятию
4 группа подбирают антонимы к данному понятию.
Синонимы: антропизм, гуманизм, гуманитет, гуманность, доброта, добротолюбие, людскость, отзывчивость, человеколюбие, человечественность
Антонимы: бесчеловечность, мизантропия, человеконенавистничество, жестокость
«Что такое человечность?»
Запишем в тетради число, тему урока, классную работу.
Предлагаю продолжить работу над словом ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Используем в работе прием «Ассоциация» к каждой букве: (на доске слово человечность написанное в столбик, слова-понятия, напечатанные заранее) по цепочке, записываем в тетрадь, проговариваем правописание.
Вывод: Оставаться человеком в любой ситуации – едва ли не основная, первоочередная задача каждого из нас. Это позволяет при любых жизненных неурядицах идти дальше, двигаться вперед и надеяться на лучшее. Именно поэтому формирование человечности – одна из важнейших воспитательных целей для педагогов, преподавателей, родителей и каждого члена социума в целом.
Понятие альтруизм, вам знакомо?
Нравственность как совокупность жизненных правил поведения, реализующих альтруизм и подавляющих эгоизм; волю, как душевную силу, реализующую альтруистическое и нравственное поведение в борьбе с собственным и чужим эгоизмом (см. воля (психология) и воля (философия)).
Тема: Что такое человечность?
Предлагаю Вам приемы – клише, которые могут помочь вам в моделировании вступления:
На мой взгляд, человечность – это...(или)
По моему мнению, человечность – это... (или)
Мне кажется, что человечность – это... (или)
Я думаю, что человечность – это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...
Запишите в тетради,1 -2 предложения, используя данные клише.
Прием «Инсерт» на слайде – в газете отметьте, то, что вам знакомо, чего Вы не знаете
Итак ребята, обратиться к газете, над которой сегодня мы будем работать вместе (итогом будет коллективная статья в газету), я предлагаю записать в тетрадь клише о человечности, предложенное в газете, оно может послужить как готовое вступление:
Что такое человечность? Это дружелюбное отношение к окружающим. Это умение понять и почувствовать другого человека. Это готовность оказать помощь каждому, кто в ней нуждается. Это любовь и всепрощение. Человечность – то самое качество, которое делает личность достойной уважения. Человек – это не просто биологический вид. Это высокое звание, которое еще нужно заслужить.
Посмотрите, на странице дана структура письменной работы. Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:
- Тезис.
- Аргумент 1 + пример + комментарий.
- Аргумент 2 + пример + комментарий.
- Заключение (по тезису).
Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста (Прочитать текст полностью), а второй – из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание
Внимание на экран. Отрывок из фильма (беседа с учащимися)
В рассказе "Уроки французского" учитель проявляет доброту и человечность по отношению к ученику.
В газете, которую я предлагаю совместно доработать, приведено много понятий слово ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, рассказано о Валентине Григорьевиче Распутине, его произведениях.
Предлагаю прямо в газете продолжить рассуждать над заданным тезисом: Человечность – то самое качество, которое делает личность достойной уважения. Аргумент из Вашего жизненного опыта: используем прием «Письмо по кругу». Мы будем создавать коллективную статью.
В рубрике над газетой работали, впишем ваши ФИО, ребята поднимите руку, кто не понял? Разделимся на две команды.
Одна – «Зауральский вестник»
Вторая – «Новости лицея» 3-5 минут. Давайте, прочтем, что у нас получилось.
Кто самый гуманный к своему коллективу? Чья статья, работа в группе на Ваш взгляд лучше?
Обмен рукопожатием: на доске ладошки, поставьте свою оценку противоположной группе.
Мы находим примеры человечности из жизни в спасенных во время наводнения животных или милостыне, данной бездомному из последних сбережений. Акция «Сделаем вместе!»
Вывод урока: Оказывается, быть человеком не так уж просто. Есть профессии, в которых это достоинство выходит на первый план – это врачи, спасатели. Учителя!
Человечность играет огромную роль в любых отношениях. Чем большую гуманность проявляет человек, тем сильнее к нему тянутся люди.
Д/З: 2-й аргумент из текста Б. Васильев, вам дан отрывок из рассказа «ЭКСПОНАТ№» – в газете, которую мы вместе доработали, спасибо вам за сотрудничество!
Буктрейлер «Сохрани в себе человека».
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.